|
|
ВПЕРЕД И С ПЕСНЕЙ [Пьесы Фестиваля молодой драматургии-2003]
Молодые драматурги возвращают на сцену социальную драму
Независимая газета (20-06-2003)
Очередной фестиваль молодой драматургии «Любимовка» в этом году растянулся на две недели: начали в Москве, в подвале «Театра.doc», потом выехали на пять дней на Клязьму, потом вернулись и с новыми силами продолжили дневные и ночные бдения в doc`e. На Клязьме, несмотря на широкие возможности от простых пеших прогулок и до купания в еще не прогретой воде водохранилища и катания на лошадях, читки пьес начинались в одиннадцать утра и заканчивались в половине второго ночи. Остается надеяться, что энтузиазм, с которым проходили как сами читки, так и их обсуждения, в какой-то момент доберется и до театров. Прежде, чем перейти к самим пьесам, замечу еще, что на «Любимовке» в этом году собрались драматурги со всего бывшего СССР: из Литвы, Эстонии, Грузии, Украины, с Дальнего Востока и из разных концов Сибири. В России по числу молодых авторов, пишущих для театра, по-прежнему лидируют Екатеринбург и Тольятти, к которым в этом году добавился еще и Новосибирск. Из Новосибирска приехал Георгий Селегей с пьесой «Отверстие», прочитанной на фестивале молодыми актерами Вахтанговского театра под руководством актера и режиссера Павла Сафонова. Читки не всегда были хорошо срежиссированы, иногда актеры получали текст незадолго до начала «представления», но тут вахтанговцы просто замечательно разыграли весьма легкомысленную, хотя одновременно и нравоучительную историю о том, как в Алтайских горах молодой ученый попадает в места, где духи гор начинают исполнять все его самые заветные желания. И выясняется, что желаний у ученого не так уж много: убить начальника экспедиции, который мешает его научной карьере, переспать со всеми молоденькими и немолоденькими аспирантками и сотрудницами и выиграть грант на один миллион долларов. Но самой сильной окажется «воля к смерти», так что наутро коллеги, только что мельтешившие и кружившие хороводом, поскольку духам удобно было принять знакомые герою черты и обличье, находят его обезображенный труп. В остальном выходы в другое, мистическое, нереальное пространство в пьесах молодых авторов были редки, без особой на то необходимости ни к Богу, ни к черту драматурги не обращались. Все проблемы старались решать, как написал поэт, «здесь, на земле, где я впадал то в истовость, то в ересь, где жил, в чужих воспоминаньях греясь, как мышь в золе». Вообще, если бы у фестиваля молодой драматургии, как прежде, например, у Московского международного кинофестиваля имелся собственный девиз, то девизом нынешнего можно было бы избрать слова о возвращении реализма: «Назад, к реализму!» или, напротив, «Вперед
» к нему же. И большая часть разговоров на фестивале шла как раз о реализме, о том, что мы вкладываем в понятие социальной роли искусства и идеологии в искусстве. Алексей Казанцев, один из основателей «Любимовки», заметил, что театр быть может, самое идеологизированное искусство. Одно время боялись даже говорить об этом, нарочно уходили даже от разговоров на эту тему. По мысли Казанцева, хорошо, что сегодня эта боязнь уходит; хотя умолчание в данном вопросе может нанести только вред как театру, драматургии, так и самому обществу, который боится говорить «о главном». На фестивале прочли написанную, что называется, на злобу дня пьесу англичанки Кэрил Чёрчилл «Количество», в который отец ведет разговоры со своими сыновьями-клонами. Целый вечер был посвящен тому, что можно было бы назвать новой социальной драмой, в которой спорят о наследстве, о прошлом своей семьи, говорят о дорогом для соотечественников квартирном вопросе и даже о прошлом и будущем России. Синопсисы как будто выловлены из теленовостей или анонсируют очередную программу популярного ток-шоу: «Время действия здесь и сейчас. Вадим Неустроев пропил квартиру, которой завладели бандиты, но пытается вернуть и квартиру и свое будущее. Иван Ванин стал жертвой финансовой пирамиды и пытается восстановить справедливость. Мальчик Кеша торгует пепси на перекрестке и старается выжить в криминальных разборках. Герои становятся жертвами обстоятельств, но пытаются бороться». Николай Наседкин из Тамбова, автор вышедшей недавно энциклопедии «Достоевский», приехал с замечательной пьесой «Город Баранов», из которой во всяком случае можно узнать, что жизнь идет не только в Москве и юбилейном Санкт-Петербурге. Имя героя другой пьесы, «Ивана Ванина», как и сам герой, кажется, родом из русских былин, что естественно вызвало споры о русском национальном герое. Увлечение документальной драмой не прошло незаметным ни для театра (уже упомянутый «Театр.doc»), ни для самих драматургов: документальные сюжеты заново вернули вкус к жизни, к ее подробностям, к ее вполне театральным сюжетам. Впрочем, одной из самых интересных историй, рассказанных и разыгранных на нынешней «Любимовке», стала как раз история вполне документальная: перед лицом своей героини, приехавшей на фестиваль из Екатеринбурга, актриса Галина Синькина прочитала пьесу «Вперед и с песней». «Вперед и с песней» документальное повествование, записанное драматургом Александром Найденовым. Как журналист он приехал однажды снимать сюжет о том, как пожилая женщина издала книжку прозы своего отца, в 1937 году победиавшего на Всесоюзном конкурсе на лучший рассказ, тогда же (кто не спрятался, я не виноват
) арестованного и расстрелянного. Через год, забыв давно о первом визите и сюжете, Найденов приехал к ней, чтобы снять скандальный репортаж о женщине, которая несколько лет прятала под полом сына-рецидивиста. И вот теперь Галина Синькина рассказывала длинную историю ее семьи, а Лариса Прокофьевна Ратушная сидела напротив, опершись на палку, и слушала, и не всегда, кажется, узнавала себя в своих собственных рассказах. Менялись герои: сначала это была история об отце, потом все внимание переходило к сыну, который, как водится, в первый раз сел за какую-то мелочь, а теперь, прячась от милиции, сидит в подвале, пока героиня дает очередное интервью о своем безвинно погибшем отце. Потом Лариса Порфирьевна начинает рассказывать о себе, как мечтала стать актрисой, поехала в Москву, как подрабатывала на стройке и за то, что продала связку дров, оказалась в ГУЛАГе. Следует потрясающе пронзительная история ее любви, когда ее любимый, бывший музыкант, балтфлотовец, такой же, как она, заключенный, и сидит где-то неподалеку, в мужской зоне. Как им устраивают свидание в библиотеке, и их любовь оказывается сильнее желания, так что час или два они просто просидели друг против друга
В эпилоге героиня соглашается прочесть текст, в котором она агитирует голосовать за депутата, который должен наконец вернуть людям уверенность в завтрашнем дне. Неудачными дублями нескладного ее текста и заканчивается пьеса. Как почти всякая документальная драма, эта страдает некоторым многословием, в ней недостает пауз, которые легко было бы заполнить игрой, эмоциональных ниш, пространства для жизни, хотя, конечно, если бы нашлись режиссер и актриса, готовая к долгой и серьезной работе, вышел бы потрясающий моноспектакль. Спектакль о советской и просто о русской жизни, где завет про суму и тюрьму «шагает» через головы поэтов и правительств.
Григорий Заславский
Вернуться к прессе
|
|