КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС [«Война молдаван за картонную коробку» в ТЕАТР. DOC]
В Театре.doc — премьера «Коробки», реальной истории из жизни московских бомжей
Ведомости (20-06-2003)

Всем хороши герои «Коробки», только квартирный вопрос их испортил. Двое живут в картонной коробке из-под холодильника, а трое — в коробке из-под телевизора. Живут нормально, мирно, только звукоизоляции никакой. «Телевизионным» хочется поговорить за полночь, а «холодильникам» завтра рано вставать. Возникают проблемы. Начинаются разговоры на повышенных тонах: «Моя коробка — моя крепость». Дело заканчивается мокрухой: «телевизионные» плавают в луже крови, а «холодильников» молча вяжут менты.
Историю из жизни автору «Коробки» Александру Родионову рассказал начальник отделения милиции, в котором расследовалось это убийство. Родионов сделал из сюжета «либретто» — эскиз черной комедии из жизни бомжей. Очень веселенькая вышла пьеса. Персонажи непрестанно рассказывают анекдоты и шутят так беззаботно, словно проживают в президентском люксе «Карлтона», а не в коробках из-под бытовой техники.

Люди они все глубоко нормальные, высокоморальные, озабоченные соблюдением приличий, как английские лорды. Героиня приехала в Москву из молдавской деревни Бельцы, чтобы разыскать мужа, сгинувшего в столице на строительстве капитализма. Мужа она не нашла, но надежды не теряет, а пока спит в коробке с двумя земляками, а по средам встречается в гостинице с самим Рашидовым — нелегальным королем рынка. Сожители ее так же деятельны и ничем не напоминают банальных бомжей. Они работают у того же Рашидова — подметают рынок, таскают ящики, торгуют помидорами. По вечерам после долгого трудового дня пьют водку. Временами дерутся с соседями.

Соседи- «телевизоры» вдумчиво ищут свое место в жизни. Ведут философские разговоры, устраиваются к Рашидову, придирчиво выбирают коробку получше, аккуратно снимают разбитые кроссовки и протертые носки перед тем, как улечься в ней спать. В коробках идет нормальная человеческая жизнь, в них ведутся те же разговоры, что и в пентхаусе «Алых парусов», и звучат те же анекдоты: «Вышел Кощей на мороз и отморозил себе левое бессмертие».

Никакой пафос в истории о жизни и смерти в коробке невозможен, и авторы умело его избегают. Они даже умудряются присочинить к криминальной истории хеппи-энд: в финале из зрительских рядов выбирается девушка и рассказывает, что герой «Коробки», обвиненный в убийстве, был ее дедушкой. Сама она живет в 2078 г., является счастливой обладательницей шестикомнатной квартиры на Покровке и считает себя коренной москвичкой. Получается радостный финал-апофеоз прямо по Дарвину: в ходе эволюции нищие мигранты мутируют, ассимилируются и захватывают центральные районы улья под названием Москва.

Но, несмотря на радостную концовку, «Коробка» исполнена тихого ненаигранного ужаса перед жизнью. Ее подлинный саспенс в том, что дистанция между шестикомнатной квартирой на Покровке и картонным ящиком в окрестностях Митинского рынка не так уж и велика. Лидеры социальной эволюции проделывают этот путь на радость себе и потомкам. Но тем, кто обладает квартирой в центре Москвы уже сейчас, совсем нетрудно — развод, болезнь, долги — проделать и обратный путь: из квартиры — в коробку. Это уж как карта ляжет — кому эволюция, кому деградация. 

Специально для работы над «Коробкой», которая в полном варианте называется торжественно — «Война молдаван за картонную коробку», режиссерская команда (Руслан Маликов, Татьяна Копылова и Сергей Пестриков) под руководством Михаила Угарова пригласила молодых актеров, только что приехавших завоевывать Москву. Несчастья героев бросают иронический отсвет на злоключения артистов: героиня Галя, чтобы выжить в Москве, спит с тремя мужиками, а начинающий актер Пестриков стягивает с себя на сцене трусы — лишь бы сыграть в модном столичном Театре.doc.

http://www.vedomosti.ru/stories/2003/06/20-38-02.html

Виктория Никифорова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru