ЖИЗНЬ В ЗАПЛАТКАХ: ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ МНОГОМУ. ДАЖЕ ПИСАТЬ ПЬЕСЫ [Репортаж-портрет из Шаховской колонии о драматурге Екатерине Ковалевой]
Литературная газета (9-07-2003)
ГНЕВ ПЫЛАЕТ, КАК ВУЛКАН
Сижу на скамеечке рядом с женщиной в клетчатой рубашке и темных брюках, ее диковинно выкрашенные красно-рыжие волосы упрятаны под пеструю косынку-бандану. Под суетливый птичий грай идет на теплом ветерке разговор о ее пьесе «Мой голубой друг» первой в жизни, написанной не «в стол», а показанной на сцене МХАТ имени Чехова.
Факт, согласитесь, любопытный, но вслед за ним выдам еще более занятный: по теперешней своей должности она слесарь-сантехник. Воспитывалась в детском доме, образование 10 классов. Родом из деревенской глухомани, трудовая книжка пропахла молоком и клевером: ставили ее в колхозе то конюхом, то на ремонт доилок, случалось и трактор «погонять». Верно, поэтому невысокая Екатерина Ковалева крепко сбита, широка в плечах.
Слушал и глядел на нее с удивлением: таких литераторов видеть мне еще не приходилось. Теперь настал черед читателей и вовсе огорошить: пьесу она написала в женской колонии строгого режима, или в «учреждении ЯИ-22/6», что в Орловской области, где она «тянет» срок. Тут мы и беседуем.
Вы меня извините, Катя
За что срок?
За попытку убийства бывшего мужа.
Вы его
случайно?
Почему же, целый день думала, прежде чем приговор вынести, ее глаза странно сверкают за тонкими стеклами очков. А вечером ножиком...
Он теперь инвалид?
Не знаю, не интересовалась.
Если бы ситуация повторилась, как бы вы поступили? Снова ножиком?
Однозначно.
Какой же поступок бывшего супруга сумел поджечь гнев, который, как вулкан, бушует в ее сердце?
Я и первый срок отсидела из-за него
Он сына с собой взял, когда склад грабил. Я на следствии следователя-девчонку это ее первое дело было обманула. Она, дурочка, поверила, что это я «на деле» была
И буднично поясняет:
Если бы я «бывшего» не резанула, он на сына точно бы какой-нибудь криминал навесил. ..
Ей самой суд дал вдвое меньше, к тому же условно благо отыскались в деле смягчающие обстоятельства. Вроде дали одуматься, осмотреться. Так нет же, непременно надо было опять на рожон лезть вывеску со здания суда снять и расколотить! Завели на гражданку Ковалеву новое дело и вскоре перевели на казенные харчи. Условный срок превратился в реальный
Шуршу сигаретной пачкой, приглашаю подымить и ее, но слышу отказ. Привычно удивляюсь, поскольку некурящих женщин в колонии раз-два и обчелся. Между прочим, и не чифирит она, разве что по случаю, за компанию.
Весело морщится:
Хватит с меня дури всякой
«И СРОК СЧИТАЯ СКОРО, ПО ЧАСАМ. ..»
«Колониальный» пейзаж в Шахове вовсе не режет глаз: аккуратные домики с палисадниками, утопающими в зелени, по чистеньким дорожкам расхаживают разноликие и разновозрастные обитательницы «учреждения ЯИ-22/6». На начальника колонии Афанасьева осужденные глядят без боязни, самые бойкие не упустят случая перекинуться с добрейшим Юрием Яковлевичем парой шутливых фраз. Как жаль, что этот человек, четверть века состоящий при казенной должности, в моем повествовании персонаж второстепенный! Меньше всего полковник напоминает цербера, куда больше похож на колоритного героя повести или романа позапрошлого века: полное лицо излучает улыбку, глаза хитро щурятся. Он то и дело снимает фуражку, приглаживая то ли припотевшие вихры, то ли растрепавшиеся мысли. Дел-то множество колония, по сути дела, целая фабрика со штатом почти в полторы тысячи человек. В «городе женщин» шьют, рукодельничают, выращивают кроликов, занимаются уборкой и благоустройством немалой по размерам территории.
Облаченная в Катину рифму, здешняя жизнь выглядит так:
И срок считая скоро, по часам, Ты будешь ждать свободы, как отбоя, Чтоб, выйдя, натворить беды
И возвратиться снова, распевая
О кутежах, вояжах, о ментах, А впрочем, что судить, судьба твоя такая!
Как я тут живу? переспрашивает Катя и пожимает плечами. Похоже, этот вопрос она много раз задавала сама себе. Нормально
Что толку ныть, все равно никто не пожалеет женщины ведь кругом. Им самим несладко. Есть тут такие, что лет по тридцать сидят. С перерывами, конечно
А мне не сочувствуйте, не надо давно уж привыкла, ведь у меня никогда не было рядом крепкого плеча
Дети к вам приезжают?
Зачем? она искренне удивляется. Я несентиментальная
Нет уж, свою судьбу в заплатках мне одной тащить. Хватит писем, да и по телефону обо всем поговорить можно.
Жизнь за колючей проволокой не сахар: обычно в комнате с двухъярусными нарами живут больше семидесяти узниц, 10-12-часовой рабочий день, понятно, нелегок. Но за день устают лишь руки и ноги голова свободна, сердце спокойно, и если удастся приручить грызущую печаль, то можно кое-как дотянуть до конца срока. Тем более что лагерное начальство не то что не свирепствует, а всеми силами демонстрирует милость к падшим. Стоит отметить, что в «шестерке» работают психологи, обученные по швейцарской модели. То есть люди, которым можно поплакаться в жилетку, поделиться проблемами, не дающими покоя. Это, без преувеличения, «ноу-хау» российской пенитенциарной системы.
Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский, сам бывший зек, отмечал две составляющие заключения недостаток пространства, помноженный на избыток времени. К этому стоит добавить выводы из наблюдений психологов, изучавших поведение «жительниц» колонии. За колючей проволокой утихают эмоции, гаснут страсти, с постоянным без: мужчин, денег, водки, наркотиков светлеют мозги. Долго не предвидится никаких встреч, телефон с глупой болтовней далеко, бегать и куда-то торопиться не нужно. К тому же лагерь освобождает женщин от бытовой и семейной повинности. Выходит, что в заключении лишь тело, душа же сбрасывает оковы зависимостей. У многих просыпаются способности, спавшие на воле мертвым сном.
Подчеркиваю: все вышесказанное относится к «учреждению ЯИ-22/6». Насчет других лагерей ручаться не буду.
«КОЛОНИАЛЬНЫЕ» ТАЛАНТЫ
Уже знакомая вам осужденная Ковалева не только драматург, но и актриса. Где играет? В «колониальном» театре, созданном психологом лагеря Галиной Рословой. Что играют? В основном классику и даже «Короля Лира». Кто зрители? Сами заключенные-женщины, их «коллеги» по несчастью мужчины, к которым дамы приезжали на гастроли (!), и большие почитатели сценического таланта своих подопечных сотрудники администрации ИК-6.
Народу интересного вокруг масса: сели, поговорили у всех «полная сумка» потрясающих историй, и что-то обязательно в памяти оседает, рассказывает Катя. Много газет получаем, книги в библиотеке на любой вкус. Телевизор есть, кино показывают
Даже высшее образование получить можно: к нам приезжают преподаватели из института и принимают экзамены. Кажется, что в колонии сам Бог велел умнеть.
Последние слова с намеком: за три года «сидения» нарушений и замечаний за Ковалевой не числится, и если, слава Богу, ничего не изменится, то
Стучу по дереву, чтоб не сглазить.
Поразительно! Ведь никогда в российских острогах и тюрьмах не видели столько студентов, артистов, драматургов и художников. Теперь, похоже, передачу вроде «Алло! Мы ищем таланты!» можно снимать в Шаховской колонии строгого режима. Вот еще один тому пример.
В «учреждении ЯИ-22/6» и, пожалуй, за его пределами хорошо знают скульптора Светлану Сасину, которую в прошлом году почтил вниманием знаменитый коллега Александр Рукавишников. Маэстро был очарован многими работами и особенно русалкой с бездонными глазами, «охраняющей» вместе с автоматчиком на вышке территорию колонии. Отметил и другие творения огромных лебедей и настенное панно, сказочных зверей и птиц, Доктора Айболита.
Удивительно, что Светлана до последнего срока и не помышляла об искусстве. Зато в Шаховской колонии скульптор с 12 (!) судимостями
в основном за воровство и бродяжничество «развернулась» в полную силу. Еще один удивительный, почти мистический факт: способности скульптора Светлана ощутила в себе после
инсульта. Как вы уже догадались, начальство решило поддержать дарование и исправно снабжает ее строительными материалами: глиной, песком и цементом. У ваятеля, между прочим, большие творческие планы. Только не ясно, где она намерена их воплощать- в колонии, где пробудился ее талант, или уже на свободе?
И все же пока:
Не та еда, не та забота, И слово страшное «тюрьма»
Так далеко от слова «воля».
Это ответ на вопрос, где происходит действие пьесы «Мой голубой друг». Теперь несколько слов о ее содержании.
В камере сидят ждущие своей участи воровка, наркоманка, убийца. Последняя, кстати, главная героиня по имени Настя. В соседнем каземате оказывается молодой мужчина художник Вадим, «севший» за подделку картин. С ним-то и знакомится Настя они не видят друг друга, только слышат. Из надрывных, эмоциональных монологов-исповедей быстро вырастает необычная, «камерная» любовь между геем и лесбиянкой
Стоп. Прежде чем дальше ворошить листки с текстом, поинтересуемся ради любопытства: как в натруженных Катиных руках оказалось перо? Ведь раньше сочинять ей вроде не доводилось?
Ну и что? Это в колонии занятие всегда найдется, а на тюрьме от скуки мозги просто тухнут. Только чем заняться? Книги в «хате», то есть в камере, зачитаны до дыр, историю жизни соседок выучила наизусть. К тому же голод.одолевает, бабам тоже есть хочется, да и курить им охота
Какая тут связь? Сейчас поясню
Беру лист бумаги, начинаю «маляву» гнать, фантазия, как машина, работает. Начинаю примерно так: «Для вас, уважаемые коллеги по несчастью, хочу описать мои тюремные приключения, которые продолжаются уже почти двадцать лет
» Дальше начинаю творить, то есть врать со страшной силой тут тебе и любовные приключения, драки, поиски сокровищ и остальное, что придет в мою лихую голову, на пяти листах мелким почерком. Зову «дубака», в смысле охранника: «Отнеси в соседнюю камеру». Там, где мужчины
Те читают с громадным интересом и,.конечно, требуют продолжения. Наперебой шлют курево, чай и даже самогонку! Пишу без отдыха целыми днями, наша «хата» блаженствует по полной программе «гонорары»-то идут исправно! «Читатели» идут на прогулку, дверь чуть не выламывают: «Дайте посмотреть на бабу-писателя!» Свиданий требуют, но я ни в какую, поскольку образу своему придуманному не соответствую
Все-таки я смутно представляю себе ситуацию. Сели за стол и пошло-поехало?
Я же не говорю, что выдаю шедевры на-гора. Наверное, мои сочинения несовершенны, требуют правки. Не знаю
Но тяга к сочинительству у меня проснулась неимоверная. Как голод, как жажда
СТАНИСЛАВСКИЙ НЕ ПОВЕРИЛ БЫ. ..
Когда Катя совсем уж «проголодалась», она написала рассказ под названием «Изгои» про несчастных сидельцев в тюремных казематах. Записывала то, что слышала и видела, благо материал под рукой был всегда отменный. Творение свое упрятала до лучших времен.
Как-то приехали в Шахово гости из Москвы, задумавшие проект «Документальный театр»: поговорили с теми, кто склонен к сочинительству, провели семинар, где читали новые пьесы. Наслушавшись профессионалов, Катя изрекла короткую фразу, ошеломившую театральную публику:
Ничего особенного. Я сама напишу не хуже.
И рьяно взялась за дело изрядно перекромсала «Изгоев»: расширила круг героев, размотала сюжетную линию, брызнула красок в монологи, густо насыпала соли в характеры. Пьеса ожила, часто задышала:"У меня вся душа растоптана, хочется верить во что-то светлое, но как доктор говорит: «Надежды никакой». А иначе и быть не могло. История-то о любви, к тому же о любви тюремной, а значит, хрупкой, как стеклышко, обоим горемыкам позволено только «обнажаться» душой и «обниматься» голосами: «Я теперь вряд ли усну, я хотела бы быть рядом и держать твою руку». Но чем глубже в сердца вонзаются чувства, тем сильнее сгущается сумрак вокруг, тем пуще хлещет из раненых слов печаль. «Знаешь, друг, мне кажется, у всех, кого я окружаю, с кем я близка, почему-то их судьба трагична. Кто-то свыше хочет оставить меня в одиночестве. А этого я боюсь больше всего на свете», говорит Настя.
Предчувствие ее не обмануло:"Вскоре этапом меня догнала страшная весть Вадима при разборке зарезали ножом в спину, я не верила, но это факт. И вот теперь во всех своих начинаниях и когда мне очень плохо (поднимает руки к небесам) я произношу:
Я знаю, что ты меня слышишь. Я не зову Господа. Я не кричу: «Мама!» Я шепчу: «О, мой голубой друг, помоги!»
На исцарапанной «коже» пьесы легко найти указывающий на «родство» театральной Насти и реальной Кати штрих: «Вадим, а ведь мне сегодня отказ пришел, и я повезу свой срок в Шахово».Прежде чем отправить сочинение в Москву, Ковалева «испытала» его на подружках бабы, до тошноты нахлебавшиеся лагерной баланды, возвратили ей стопку листов, разбухшую от слез: «У тебя, Катька, ей-богу, все как в жизни».
Вскоре пьесу прочитали на фестивале современной драматургии «Новая драма», на последующем разборе отметили суровый, вывалянный в лагерной грязи реализм, а молодой режиссер Екатерина Волкова «приговорила» вещь к постановке. Приехала в лагерь.
Мы хотели бы вас пригласить на премьеру в Москву
Станиславский бы, наверное, повторил свое знаменитое «Не верю!».
ПЬЕСА ВЫШЛА «НА СВОБОДУ»
Катя сидела во втором ряду стоместного зала Новой сцены МХАТа в Камергерском переулке, с трудом приходя в себя. Только-только вырвалась из плена: журналисты устроили за ней отнюдь не тихую охоту, обрушив на голову несчастной поток глупостей и бестактностей. Допытывались, по какой статье Катя сидит и сколько она за свою жизнь «пришила мужиков». Пришлось спасаться бегством под «прикрытием» психолога Галины Рословой и двух молодых конвоиров: видного мужчины и элегантной блондинки. Кстати, со стороны казалось, что они веселая компания друзей. На Катю пахнуло грустью: у меня срок еще не кончился, а мое произведение уже на свободе
Она робко мазала взглядом по сцене никак не могла поверить, что там сейчас начнут говорить ее словами. Но с каким настроением будут слушать зрители?
Когда артисты проговаривали текст, она «помогала» им, шевеля губами, переживала всю драму заново. И мурашки бежали по коже, когда слышала: «Помоги мне выстоять, выжить в этом жестоком мире!»
Катя, с какими ощущениями вы, человек из провинции, приехали в столицу? Может быть, вспоминали: «Москва, как много в этом звуке
»?
Нет, ни о чем возвышенном не думала
Вспоминала другое как Москва меня всегда манила и почему-то «колотила». Первый раз я поехала туда еще малолеткой: пожаловаться дяденьке Брежневу, что меня в детдоме обижают плохо кормят, ужасно одевают, а ботинки дают только на одну ногу
До дорогого Леонида Ильича я, понятно, не добралась, а оказалась в детской комнате милиции, где меня первый раз в жизни обрили наголо и отправили «домой». Через некоторое время возникло непреодолимое желание попасть в кукольный театр, и я опять совершила побег. В Москве меня снова лишили волос
Что еще в столице видела? Нет, не Кремль, не Третьяковку, а «Кошкин дом» женский следственный изолятор в Бутырках.
Но после премьеры вы Москву «реабилитировали»?
Да! После спектакля меня пригласили на сцену, первое, что я сделала попросила у моск ничей прощения. .. Чтобы увидеть и ощутить то, что удалось мне, я согласилась бы на многое. Можно назвать это «глотком свободы».
Вам где-нибудь, кроме театра, удалось побывать?
Нет, да и не хотелось, честно говоря. Вдруг потеряюсь
Вот освобожусь, тогда и насмотрюсь всего.
С кем-нибудь из зрителей общались?
Да, была удивительная встреча: лицо сидевшей рядом женщины показалось знакомым. Потом ее вспомнила: она была у меня психологом еще на «малолетке».
Здравствуйте, Валентина Николаевна, говорю ей. Она нахмурила лоб: В каком году было? Какой отряд? Я напомнила и подумала: сейчас начнет упрекать что ж ты, так и сидишь всю жизнь
Но Валентина Николаевна неожиданно пошутила:
Мы с вами растем: я уже полковник, заместитель начальника психологической службы ГУИН, а вы
Она, наверное, хотела сказать про мою пьесу, может, похвалить хотела, но и я ее прервала:
Да растем: я уже на «строгом режиме»
Как говорится, смех сквозь слезы
Сейчас что-нибудь пишете?
Пишу. Три вещи сразу. Только тяжело идет: то перехода нет, то концовки. Или вообще чепуха какая-то получается. Похоже, что сейчас у моей музы критические дни. Ваше будущие произведения тоже про зону? Она отрицательно качает головой.
ПОСЛЕДНИЙ СРОК?
Екатерина Ковалева едва ли не всю жизнь «ругалась» с окружающей действительностью холила собственное «я», презирая законы и нормы. Верила, что крик души и сердечные муки доводы более убедительные, чем статьи Уголовного кодекса.
Она жила в своем собственном мире, где не существует «железобетонных» правил. Сама выносила приговор и сама приводила его в исполнение. Гремучая смесь анархии и уголовщины. Каждый «взрыв» гнал ее по этапу:
Вот и живу я, себе непонятная, Жизнь моя вся перепачкана пятнами, Как на кресте, ни за что я распятая, И счастье закрыто на вечный засов.
Суд. Срок. Тюрьма. Колония. Неужели ради этого она родилась когда-то в деревне с удивительным названием Добрый Двор? Может, стоит еще раз поискать такое место на земле? Хорошо бы поселиться там на всю жизнь
Она не божится: мол, все поняла, осознала «завязываю».
Но что-то в ее душе разломилось, если такое бьющее наотмашь по нервам и сердцу она написала. Пером по бумаге Катя водила со стоном, со всхлипами, морщась от боли, словно выпускала на свет своего третьего ребенка:
Кто-то на этой планете печальной может, в насмешку, а может, нечаянно, может, от боли, а может, с отчаянья, взял и зачем-то придумал меня
Такое сочинить нельзя, можно только вспомнить: солнечный луч, нелегально пробравшийся в камеру, в перекрестьях решеток белая церковь, головокружительный запах весны.
Вчера камера была поездом с погашенными огнями, который загнали в тупик. Сегодня слепящий мрак рассеялся, горячие слова наперебой застучали о кирпичные стены, нахлестывая сердца, выгоняя из летаргического сна надежду. Застучали колеса
Любовь, щемящая и беспокойная на воле, взаперти и вовсе мучительна. Но с ней в обнимку пусть мятущуюся, зыбкую нары кажутся мягче, своды выше и зрачок в глазке камеры добрей. А срок короче. Дай Бог, чтобы он был последний. .. Финал Катиного литературного произведения, как вы знаете, трагичен. Дай-то Бог, чтобы «пьеса» о жизни, которую она завершает на зоне, имела бы иное завершение. Ведь скоро осень с маячащим, как зыбкая свеча, УДО условно-досрочным освобождением. Опять стучу по деревяшке, но сглазить боюсь уже меньше
Сумеете привыкнуть к новой жизни? Тоже ведь нелегко будет
Привыкать не придется, надо будет только ту жизнь вспомнить. Обостренно, иногда даже мучительно хочется домой, особенно когда наступает тепло даже если мне скажут, что там голое пепелище, все равно помчусь без оглядки
Зимой в Шахово приезжал Александр Калягин. Знаменитый столичный режиссер удивлялся здешним нравам, хвалил артистов, одарил комплиментами Екатерину Ковалеву. Даже по голове погладил, словно наставляя на путь истинный.
Она вспоминает это с легкой улыбкой. Может быть, верит, что когда-нибудь судьба снова сведет ее с народным артистом и режиссером. Как драматурга
АВТОР:
Валерий БУРТ, спец. корр. "ЛГ", ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ