МЫ НЕ РАБЫ? РАБЫ НЕ МЫ? «Война молдаван за картонную коробку» Михаила Угарова
Культура (6-09-2003)

Ненавязчиво входит в спектакль самая, пожалуй, серьезная тема «Коробки» — футурологический прогноз, наглядная геополитика. Миграция полезна для Москвы, миграция гонит кровь наций на сближение. Не брезгуйте чужаками — это наши будущие соседи. Кто-то один из этого жутковатого потока переселенцев, может быть, тот же «тройной» убийца Василий Змойру — если выживет, если не подохнет в своей коробке, — обоснуется в Москве, пустит корни, вольет свежую струю в столичную вялую кровь зарапортовавшихся чиновников и обессиленных интеллигентов.


В спектакле молдаване говорят по-русски без акцента и за картонную коробку не сражаются. Все сложнее, драматичнее и серьезнее: нелегалы борются за жизнь, за место под солнцем — даже там, где и так места хватает всем. Особенно если живешь втроем со случайными друзьями в картонной коробке на продовольственном рынке в гостеприимной столице России. Люди в коробке из-под телевизора «Горизонт» мирно сосуществуют с земляками, которые живут в «Бирюсе». Затем быстро ссорятся: один другого нежно посылает по матери, тот долго «доходит», нервничает и «накачивает» третьего убить всех в «Горизонте». За тройное убийство ленивая московская милиция сажает подстрекателя, а исполнителя — отпускает. Вот и вся московская сага, в которой главное — фон, широкий контекст, интонация, которая окружает криминальную историю отнюдь не апокалиптическими, а философскими и отчасти даже жизнеутверждающими рассуждениями. Карту Молдавии раньше помещали в самом конце, «под закрытие» атласа Советского Союза. Теперь в атласах мира Молдова стоит в самом начале европейского блока — между Украиной и Скандинавией. Казалось бы, независимость страны повышает градус ее свободы. Но документальная драма (то, чем занимаются в Театре.doc, — спектаклями по рассказам очевидцев) все расставляет на свои места, показывая москвичам тех, кого те рады были бы не замечать. Молдаване-рабы, подсобные рабочие на бывших колхозных рынках, которые оккупированы азербайджанской мафией. Эта реальность — очевидная и однозначная — перенесена на сцену без ущерба для «товарного вида». В спектакле молдаванам дается слово. И от них вы не услышите ни одной жалобы, ни стона, ни нареканий. Только позитив — уверенные оправдания скотской жизни («на аренде квартиры, пока лето, надо сэкономить») и свои собственные представления о гигиене («не моется только тот, кто не хочет»). Найдется им и чему москвичей поучить. В Театре.doc не стоит и заговаривать об эстетическом совершенстве. Никто не будет требовать от режиссерской группы (руководитель постановки — Михаил Угаров, режиссеры — Руслан Маликов, Татьяна Копылова, Сергей Пестриков) мастерства в передаче нюансов. Никому пока не известные актеры не боятся быть немного любителями, как танки не боятся грязи. В обычном театре нельзя не приврать, в Театре.doc врать запрещено. Иначе исчезнет иллюзия реальности происходящего, которая в «Коробке», кстати, самая крепкая в сравнении с другими “reality show”, идущими в подвале в Трехпрудном переулке. Методы «оживления реальности», в сущности, очень простодушны. Легко угадывающийся жанр натуралистического очерка с матом, грубостью и прочим непотребством на сцене, ужасная «физиология Москвы». Здесь все стремятся наглядно показать, как на картинке, — включая почти натуральный секс с рисковыми обнажениями. Когда надо, действует простейший механизм «случайных» диалогов актеров и «уток», подсаженных в зрительный зал, когда надо, актер, играющий директора рынка Рашидова, «включает» несложный акцент. Один из самых пронзительных моментов «Коробки»- это записанные с голоса переселенцев воспоминания (автор пьесы, или, проще сказать, интервьюер, — Александр Родионов), после которых видно, что прошлое у молдаван, азербайджанцев и русских одно и то же. Нормальная счастливая советская юность — школа, дворовый спорт, магия кинотеатра, первая любовь. При таких равных стартовых условиях одни оказываются бесправными рабами, другие — хозяевами, третьи — потребителями, привыкшими безучастно проходить мимо тех и мимо других. Ненавязчиво входит в спектакль самая, пожалуй, серьезная тема «Коробки» — футурологический прогноз, наглядная геополитика. Миграция полезна для Москвы, миграция гонит кровь наций на сближение. Не брезгуйте чужаками — это наши будущие соседи. Кто-то один из этого жутковатого потока переселенцев, может быть, тот же «тройной» убийца Василий Змойру — если выживет, если не подохнет в своей коробке, — обоснуется в Москве, пустит корни, вольет свежую струю в столичную вялую кровь зарапортовавшихся чиновников и обессиленных интеллигентов. Великое переселение народов — логичная и позитивная энергия, заставляющая нашу империю бешено крутиться после своего распада. С этой позицией соглашаются как создатели «Коробки», делающие свое скромное дело, так и информированные социологи, которые мощно высказались о проблемах миграции в шестой книжке журнала «Знамя». «После 2005 года начнет сокращаться трудоресурсное население страны, и пойдет этот процесс такими темпами, что иммиграция станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом России. .. В XXI веке Россия, возможно, станет главной страной иммиграции в мире, подобно тому, какой была Америка в XIX и XX веках», — считает демограф Жанна Зайончковская. Миграция необходима, миграция полезна, миграция покрывает уже давно неестественную убыль населения России и наводняет рынок труда. Проще сказать «языком плаката»: не бойтесь мигрантов, Эйнштейн тоже был беженцем.

Павел Руднев


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru