АД - ЭТО РЯДОМ [Пьесы тольяттинцев Юрия Клавдиева и Вячеслава Дурненкова на фестивале «Новая драма»]
Российская газета (23-09-2003)
На фестивале «Новая драма» в Москве была представлена новая реальность
Тольятти О ТОМ, что в Тольятти есть жизнь, раньше можно было узнать по
знаменитому автозаводу. Но то, что в Тольятти есть настоящая страсть к
современным театральным текстам, предположить было сложно. Между тем целый
день фестиваля «Новая драма» был отдан тольяттинцам. Сначала читали их пьесы, то есть представляли их на скорую руку, по ролям.
Иногда эти драматургические бдения обретают видимость почти готового
спектакля. Так случилось с пьесой молодого тольяттинца Юрия Клавдиева «Лето,
которого мы не видели вовсе». Ненависть к окружающей действительности, к
своему маленькому, затерянному на российской карте городу один из движущих
мотивов всей юной драмы, которую сегодня сочиняют в обилии по всей стране.
Вечером свое видение новой драмы предложил один из лидеров российской
театральной провинции Воронежский Камерный театр, которым руководит Михаил
Бычков. Кроме спектаклей по пьесам Евгения Гришковца и англичанки Кэрил
Черчил Бычков поставил «Две маленькие пьесы», соединив четыре скетча
молодого грузинского автора Лаши Бугадзе и сочинение тольяттинца Вячеслава
Дурненкова «В черном-черном городе» в геометрическом, строго расчерченном
черно-белом пространстве спектакля. Сами тексты устроены столь же
математически просто: неожиданно в них лишь одно странные мистические
токи, пронизывающие жизнь простых обывателей. У изобретательного Лаши
Бугадзе свидетелем всех превращений является ангел, которому никак не
удается рассказать анекдот про медведя. Переживания обывателей волжской
деревни у Дурненкова не менее экзотичны один рассказывает о видении
умершего отца, другая о космических голосах, сопровождающих ее немудреную
деревенскую жизнь. Бычков почувствовал этот особый интерес новой драмы к
соединению обыденного с инфернальным. Не о том ли и пьеса Максима Курочкина
«Трансфер», открывшая конкурсную программу фестиваля, и «Пленные духи»
братьев Пресняковых, показанные вчера вечером в Центре драматургии и
режиссуры.
Алена Карась