НОВЫЕ ЛИЦА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДРАМАТУРГИИ [Итог конкурса «Новой драмы» для молодых драматургов Петербурга]
Вечерний Петербург (24-09-2003)

Конкурс молодых драматургов, три месяца назад объявленный в Петербурге
москвичами во главе с генеральным директором фестиваля «Золотая маска»
Эдуардом Бояковым, завершен. Его результат превзошел самые смелые ожидания. 

Что и требовалось доказать Большой, на 300 мест, зал петербургского Дома
актера наполнился до отказа. Но не это удивительно. А то, что треть
собравшихся составляли те, кого, по мнению петербургской театральной
общественности, в городе просто не было, — молодые люди (до 35 лет), которым
захотелось ухватить (или попытаться ухватить) за хвост не суть сегодняшней
жизни, не ее философию, а ее нерв — самое острое, самое больное, свербящее и
мучающее, требующее воплощения в хлестких, отточенных до резкости,
напряженных до надрыва диалогах. Эти люди материализовались. А Эдуард Бояков
выступил в роли Калиостро. Двух с половиной недель, прожитых в городе во
время петербургской «Золотой маcки-2003», хватило, чтобы почувствовать
потенциальную — жизненную, а не музейную — энергию города. И придумать
следующий проект.

Конкурс был объявлен в середине июня — в межсезонье, когда разбудить
театральных людей от спячки может только клич, задевший такие струны,
которые не просто пылятся где-то на чердаке сознания, а стонут от
невозможности зазвучать. А возможно, и звучат, да не находят слушателей.
Словом, проблема, как мы и предполагали, оказалась не в отсутствии талантов
или денег, а в отсутствии адреса, по которому этих новых звуков ждут.
Сказать, что это все театральные адреса города, — прослыть демагогом. Прошли
те времена, когда режиссеров увлекала работа с молодыми драматургами, когда
для работы с «самотеком» в каждом театре существовал специальный сотрудник. 
Теперь и завлиты-то во многих театрах исчезли, а литературная часть заменена
PR-отделом. То есть теоретически режиссеры, конечно, страдают от отсутствия
на сцене современного слова, но на практике… увы. Да и в материальном
смысле гораздо выгоднее ставить, извините, мертвых драматургов, которым
гонорары по закону платить не нужно. Повторюсь, в Москве для пропаганды
молодой драматургии не только фестивали существуют, но в первую очередь
центры современной драматургии и режиссуры. Поэтому там и история другая,
www.newdrama.ru

На сей раз москвичи даже денег не тратили. Кроме тех средств, на которые
постоянно содержится петербургский офис «Золотой маски», и минимальных
рекламных вложений — в бюджет конкурса вошли только деньги, потраченные на
премии. Больше никто из участников процесса, включая экспертов и членов
жюри, никаких финансов не получал. Фактически было сделано только одно —
назван адрес, по которому реально ждут современных пьес. И пьесы хлынули.

Конечно, нельзя сказать, что обнаружились настоящие шедевры и совсем не было
графоманcких работ. Однако 30 достойных пьес из 100, прочитанных экспертами
вообще, для трех месяцев работы — результат, поверьте, замечательный.
Откроется ли им путь к зрителю — путем создания центра, о котором говорилось
выше, и выделения грантов на постановку в стационарах — тестовый вопрос для
очередного председателя комитета по культуре, который в ближайшее время
появится.

А пока победители конкурса отправились на московский фестиваль «Новая
драма» — еще одно, младшее по отношению к «Золотой маске», дитя Эдуарда
Боякова. Там победители получат денежные награды (Первая премия — 30 000
рублей, две вторые премии по 20  000 рублей и две третьи премии по 10  000
рублей), но главное — там лучшие тексты впервые полностью прозвучат со
сцены — правда, пока в форме актерской читки, а не спектакля.

Жанна Зарецкая


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru