Я НЕ КАЗАНОВА [«Я, она, не я и я» Клима на фестивале «Новая драма»]
Российская газета (29-09-2003)
Александр Лыков с триумфом сыграл в спектакле «Я, она, не я и я» ПОЧТИ любой театральный фестиваль сегодня почитает своим долгом декларировать идеи, опубликовывать манифесты, объявлять о намерениях, открывать перспективы, представлять панораму и так далее и тому подобное. Фестиваль «Новая драма» не исключение.
За десять дней на сценах МХАТа им. Чехова и в маленьком подвальчике «Театра.doc» были показаны и прокомментированы новая тольяттинская и новая грузинская пьесы, драма документальная и историческая, спектакли коммерческие и эксцентрически-элитарные. Несмотря на все это разнообразие, в центре ожиданий и зрительской тоски находятся не столько новые тексты, сколько актер, его внезапное и пронзительное присутствие. Благодаря или вопреки тексту. Если такой встречи не происходит, то любые кураторские жесты и декларации остаются пустой забавой, оседая в буклетах и критических статьях. После фестиваля «Новая драма» безусловным будет только явление артиста Александра Лыкова в спектакле «Я, она, не я и я».
Он совершает в нем акцию невиданного свойства примиряет собственные страхи и немощи с собственным же бесстрашием. Пьеса-монолог Клима была написана специально для Лыкова. Это тоже одно из позабытых свойств старинного театра, когда автор сочинял пьесы и роли для конкретных артистов, вслушиваясь, как его слова оркеструются живыми голосами известных ему людей, окрашиваются их свойствами и сами окрашивают их по-новому. Клим рассказал для Лыкова его собственную историю, историю утраты и обретения самого себя, своей души Психеи, историю любви.
Странный, поэтический и текучий, исполненный философских сентенций и грубоватого юмора, чрезмерный в своей красоте, он настаивает на праве театра говорить об экзистенциальной тоске со страстностью интимной исповеди.
Лыков начинал играть этот спектакль в маленьком питерском театрике «Особняк». Но где бы он ни играл, его нескончаемый крик нуждается в поднебесных просторах.
Лыков кричит. Кричит весь спектакль, идущий почти час. Крик несется на невероятной скорости. Криком и нечеловеческой скоростью игры он пробивает каналы огромной эмоциональной и духовной силы. Кто я? Кто эта женщина, эта Психея, от тоски по которой взрывается земная жизнь?
Телесное, в оторопи, крике, отчаяньи познания себя вот история, которую кричит Лыков. Она написана Климом для человека, который, едва выбравшись из бесконечного сериала про ментов (помните его Казанову?), решился обрести себя заново. Никогда еще темой спектакля с такой видимой отчетливостью не становилось само существование актера, актерский подвиг, желание и твердое намерение вырваться за пределы своих возможностей, стать другим, прорваться к неведомой стороне своего существа, обрести безупречность и цельность, присущие воину. Лыков в этой истории приближается к самым радикальным экспериментам Гротовского. Он включает в представление весь свой организм, все нервные узлы, вены, мускулы, кровь, боль. Когда к середине спектакля его силы иссякают, он с неподражаемым смирением, открыто и прямо сигнализирует об этом залу. Дыхание оборвано, гении эти прекрасные птицы покинули его, не слетаются больше на его истошный крик. Его крик становится пустым и страшным. Не крик почти сип.
Он может только просить, танцевать вокруг своей странницы Психеи, заклинать ее вернуться. Он не знает, будет ли ответ, сможет ли он доиграть до конца эту невозможную роль своего спасения. Зал откликается на его актерское отчаянье сильнейшей волной сочувствия. И происходит чудо дыхание, даже не второе, а третье, возвращается к нему.
А может быть, это и есть единственная тема театра гений актера, его попытка сыграть, прорваться к запредельной свободе.
Лыков вместе с Климом и режиссером Алексеем Янковским возвращает театру право быть предельным абсолютно искренним и абсолютно театральным. В контексте фестиваля «Новая драма» он выглядит странным отрицанием той мании простоты и естественности, которой одержимо новое поколение режиссеров и актеров. Он - сама неестественность, как неестественна внезапная стихия землетрясение или чума. Он неестествен как театр, как человек, когда его сотрясают отчаяние или любовь. Любые декларации о новой драме теперь бессмысленны, кроме одной, неотвратимой: новая драма это Лыков.
Алена Карась