ПОБЕДА КЛОНОВ [Лауреаты «Новой драмы-2003» и «Количество» Кэрил Черчилл]
На фестивале «Новая драма» вручили призы
Ведомости (30-09-2003)

Лучшим спектаклем по современной пьесе фестивальное жюри под руководством Ингеборги Дапкунайте признало «Кислород» Ивана Вырыпаева. Это несколько маленьких монологов и диалогов о смысле жизни, весьма условно связанных общей темой «кислорода». «Кислород», по Вырыпаеву, — это все хорошее: красивые девушки, легкие наркотики, жизнь в Москве.
Пожилые женщины, тяжелые наркотики и жизнь в провинции кислород, наоборот, вытесняют и всячески портят людям жизнь. Жанр «Кислорода» — поэтический концерт на двоих. Вырыпаев и его партнерша проговаривают, напевают, бормочут текст, пританцовывая, подпрыгивая и искупая очевидным драйвом некоторую невнятность месседжа.

Награда с пафосным названием «Новое дело» нашла Михаила Бычкова — режиссера, поставившего в воронежском Камерном театре «Две маленькие пьесы». Несомненно, он сумел навести лоск на маленькие этюды Лаши Бугадзе «Потрясенная Татьяна». Но вторая пьеса — «В черном, черном городе» Вячеслава Дурненкова — оказалась самоигрально смешной и не потребовала от режиссера никаких усилий. 

«Пленные духи» — очевидный фаворит конкурсной программы — получили свое только в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль». Их разобрали соответственно Артем Смола — уморительный клон Александра Блока, одержимый тиками, бзиками и неврозами, и Ольга Лапшина — его сумасшедшая матушка.

Сделав реверанс классику современной драмы, жюри отдало премию за лучшую пьесу Людмиле Петрушевской, сочинившей готическую историю про двухголовую женщину ( «Бифем»). Но еще лучше оказалась прочитанная вне конкурса пьеса «английской Петрушевской» — «Количество» Кэрил Черчилл.

Черчилл родилась в 1938 г., писать драмы начала в 20 лет, а к 40 пробилась на сцены ведущих театров Британии. Ее любимый драматург — Брехт, так что все ее драмы остро актуальны, даже если и написаны на историческом материале. В своих пьесах она не боится перебрасывать действие на несколько сотен лет в прошлое и будущее, бороться за права женщин и отстаивать социальную справедливость. При этом Черчилл умудряется оставаться остроумной и популярной — только что «Ивнинг Стандард» признал ее новую пьесу «Количество» лучшей английской драмой 2002 г., и это лишь одна из многих наград Черчилл.

«Количество» — триллер о человеке, попытавшемся размножаться клонированием. Первый сын не удался — оказался слишком крикливым. Папаша сдал его в приют и заказал второго. Второй ему пришелся по нраву, но врачи-клонировщики увлеклись процессом и стали выращивать его клонов в невообразимом количестве. В конце концов, этот бывший алкоголик, тихий 60-летний человек, оказался отцом 21 сына, большинство которых даже не знают о его существовании. «Количество» — это несколько разговоров отца со своими сыновьями. Один актер играет отца, другой — его клонов. Из коротких, заряженных саспенсом, как тротилом, диалогов, как из кусочков паззла, складывается жестокий сюжет с кровавой развязкой. Михаил Угаров эту пьесу прочитал на пару с актером театра Вахтангова Сергеем Епишевым, и эта читка — без декораций, костюмов и спецэффектов — сделала «Количество» неофициальным победителем «Новой драмы».

Главным же разочарованием последних дней «Новой драмы» оказался широко разрекламированный моноспектакль Александра Лыкова «Я, она, не я, снова я». В основе его — текст, написанный самим Лыковым и преисполненный самого беспардонного нарциссизма. На протяжении двух часов мускулистый носатый мужчина занимал собой Малую сцену МХАТа, рассуждая о своей бессмертной душе, сыпля дешевыми афоризмами и вытаскивая на божий свет все актерские фобии и неврозы. Единственные профессиональные умения, которые он при этом продемонстрировал, — это крепкие голосовые связки и здоровые легкие, позволившие артисту прокричать все два часа без перерыва. Единственная смешная шутка — это обращение к зрителям: «Ну что, попали?! Думали, пришли в театр отдохнуть, а тут на тебе. Не-ет, душа обязана трудиться! » Право слово, этого маловато, чтобы вот уже второй год подряд занимать собой сцену «Новой драмы».

Виктория Никифорова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru