ПОБЕДА КЛОНОВ [Лауреаты «Новой драмы-2003» и «Количество» Кэрил Черчилл]
На фестивале «Новая драма» вручили призы
Ведомости (30-09-2003)
Лучшим спектаклем по современной пьесе фестивальное жюри под руководством Ингеборги Дапкунайте признало «Кислород» Ивана Вырыпаева. Это несколько маленьких монологов и диалогов о смысле жизни, весьма условно связанных общей темой «кислорода». «Кислород», по Вырыпаеву, это все хорошее: красивые девушки, легкие наркотики, жизнь в Москве.
Пожилые женщины, тяжелые наркотики и жизнь в провинции кислород, наоборот, вытесняют и всячески портят людям жизнь. Жанр «Кислорода» поэтический концерт на двоих. Вырыпаев и его партнерша проговаривают, напевают, бормочут текст, пританцовывая, подпрыгивая и искупая очевидным драйвом некоторую невнятность месседжа. Награда с пафосным названием «Новое дело» нашла Михаила Бычкова режиссера, поставившего в воронежском Камерном театре «Две маленькие пьесы». Несомненно, он сумел навести лоск на маленькие этюды Лаши Бугадзе «Потрясенная Татьяна». Но вторая пьеса «В черном, черном городе» Вячеслава Дурненкова оказалась самоигрально смешной и не потребовала от режиссера никаких усилий.
«Пленные духи» очевидный фаворит конкурсной программы получили свое только в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль». Их разобрали соответственно Артем Смола уморительный клон Александра Блока, одержимый тиками, бзиками и неврозами, и Ольга Лапшина его сумасшедшая матушка.
Сделав реверанс классику современной драмы, жюри отдало премию за лучшую пьесу Людмиле Петрушевской, сочинившей готическую историю про двухголовую женщину ( «Бифем»). Но еще лучше оказалась прочитанная вне конкурса пьеса «английской Петрушевской» «Количество» Кэрил Черчилл.
Черчилл родилась в 1938 г., писать драмы начала в 20 лет, а к 40 пробилась на сцены ведущих театров Британии. Ее любимый драматург Брехт, так что все ее драмы остро актуальны, даже если и написаны на историческом материале. В своих пьесах она не боится перебрасывать действие на несколько сотен лет в прошлое и будущее, бороться за права женщин и отстаивать социальную справедливость. При этом Черчилл умудряется оставаться остроумной и популярной только что «Ивнинг Стандард» признал ее новую пьесу «Количество» лучшей английской драмой 2002 г., и это лишь одна из многих наград Черчилл.
«Количество» триллер о человеке, попытавшемся размножаться клонированием. Первый сын не удался оказался слишком крикливым. Папаша сдал его в приют и заказал второго. Второй ему пришелся по нраву, но врачи-клонировщики увлеклись процессом и стали выращивать его клонов в невообразимом количестве. В конце концов, этот бывший алкоголик, тихий 60-летний человек, оказался отцом 21 сына, большинство которых даже не знают о его существовании. «Количество» это несколько разговоров отца со своими сыновьями. Один актер играет отца, другой его клонов. Из коротких, заряженных саспенсом, как тротилом, диалогов, как из кусочков паззла, складывается жестокий сюжет с кровавой развязкой. Михаил Угаров эту пьесу прочитал на пару с актером театра Вахтангова Сергеем Епишевым, и эта читка без декораций, костюмов и спецэффектов сделала «Количество» неофициальным победителем «Новой драмы».
Главным же разочарованием последних дней «Новой драмы» оказался широко разрекламированный моноспектакль Александра Лыкова «Я, она, не я, снова я». В основе его текст, написанный самим Лыковым и преисполненный самого беспардонного нарциссизма. На протяжении двух часов мускулистый носатый мужчина занимал собой Малую сцену МХАТа, рассуждая о своей бессмертной душе, сыпля дешевыми афоризмами и вытаскивая на божий свет все актерские фобии и неврозы. Единственные профессиональные умения, которые он при этом продемонстрировал, это крепкие голосовые связки и здоровые легкие, позволившие артисту прокричать все два часа без перерыва. Единственная смешная шутка это обращение к зрителям: «Ну что, попали?! Думали, пришли в театр отдохнуть, а тут на тебе. Не-ет, душа обязана трудиться! » Право слово, этого маловато, чтобы вот уже второй год подряд занимать собой сцену «Новой драмы».
Виктория Никифорова