САМ СЕБЕ ТЕАТР [Выходит сборник пьес нижегородского драматурга Михаила Висилицкого. Интервью с автором]
Нижегородская правда (16-10-2003)
Нижегородское издательство «Книги» готовит к выпуску очередную новинку. Довольно необычную. Не припомню, чтобы у нас когда-либо появлялся сборник пьес местного автора. В будущей же книге именно драматургии отведено немало страниц, и автор ее - нижегородец. МИХАИЛ Аркадьевич Висилицкий больше известен не читателям, а театралам. Причем в когорте наших деятелей сцены он персона особая. Все, что делает, очень непривычно, поперек традиций и устоявшихся стандартов, слишком ярко, слишком эпатажно, слишком вольно и дерзко для пугливого провинциального сознания. А умеет он делать многое. Сочинять свои пьесы и адаптировать под собственный оригинальный вкус классику, ставить необычные спектакли, создавать музыку.
Михаил Аркадьевич первым вывел на подмостки героев «Лолиты», «Золотого осла» и «Чонкина». Он осуществлял постановки в Германии («Княжна Тараканова») и Бельгии («Золотой осел»). Его мелодии из знаменитого спектакля Б. Наравцевича «Три мушкетера» были весьма популярны у юных горьковчан. Он создал музыку к «Двенадцатой ночи» (ТЮЗ), «Энергичным людям» (театр драмы), сейчас как композитор сотрудничает с Э. Лерманом, который ставит в «Комедiи» «Много шума из ничего». Там же, но уже в качестве режиссера Висилицкий осуществляет постановку «Анны Карениной-2», собственной пьесы. Вот такой сам себе театр.
Но говорим мы с ним поначалу о книге.
Я пока не знаю, как будет называться мой сборник, поясняет Михаил Аркадьевич. В него войдут некоторые рассказы. Я ведь в 70-е годы писал прозу, затем прекратил это занятие, а сейчас пошла новая волна. Так что в книгу будет включено и прежнее, и свежее. Еще шесть моих пьес, в том числе новая, которая имеет такое хорошо всем известное название «Майн кампф». Правда, под номером 2.
Неужели про Гитлера?
. Да. Это попытка сатирико-фантастически подойти к его личности. Хочется посмеяться над человеком, который вверг мир в страшные катаклизмы. Пьесой уже заинтересовался венецианский театр «Альберти», не исключено, что я ее и поставлю там.
Михаил Аркадьевич, наряду с оригинальными сюжетами вы не чураетесь своеобразных римейков. Что побуждает вас из хрестоматийных произведений делать «Гамлет-машину», «Черный блюз для Отелло», «Анну Каренину-2» и прочие версии?
Может быть, я выскажу крамольную мысль, но язык старых мастеров сейчас оказался «за ухом» современного зрителя, вне его сознания. Наш современник работает на трех работах, имеет двух жен и все время куда-то бежит. Искусство должно соответствовать этому темпу быть броским и динамичным. Несколько лет назад на очередном собрании современных драматургов Птушкина читала мои пьесы и похвалила язык. Немного, сказала, эпатажный, но сейчас так и нужно, сама, мол, буду так писать.
Вы варитесь в этой «каше» авангардной драматургии, так что вам изнутри виднее, какие идут процессы, какое «блюдо» может получиться. Поделитесь наблюдениями.
Прежде всего хочу заметить, что при Нижегородской организации СТД уже несколько лет существует конклав местных драматургов. Мы не просто читаем друг другу пьесы, обсуждаем их, а в конце года обязательно играем отрывки проверяем на зрителе свои эксперименты.
Удавалось участвовать и в столичном фестивале «Новая драма». Хотя там с нами работали мэтры вроде Угарова, Гуркина, Славкина, но атмосфера очень демократичная.
Ну а наблюдения такие. Помните, в начале перестройки было время «чернухи»? Потом многим казалось, что она ушла, возник иной слой. Но вот сейчас появилась школа екатеринбургских драматургов так их продукция уже суперчернуха. Вышел их сборник «Репетиция». Там без мата пьес нет. И вообще такой мрак.
Петербургские драматурги и режиссеры увлеклись нищенским театром. Демонстрируют на сцене мир бомжей рвань, вонь, грязь. Ну и, конечно, современная драматургия отдает дань эротике.
А как вы сами считаете, задача драматурга тыкать человека носом в сугубо земное, гадкое, страшное?
Конечно, приятно смотреть произведение, зовущее к светлому и чтобы в конце море счастья. Но если реально глядеть на мир и уж тем более на ситуацию в нашей стране, то все подобное можно воспринимать только как мармелад.
К какой категории творцов вы сами себя относите?
Больше всех мне нравится Марк Захаров, его считаю своим учителем. Он держится золотой середины: не ударяется ни в мрак, ни в лакировку и все приправляет здоровой порцией иронии. Вот такой театр по мне. Люблю спектакли, в которых много музыки, веселья, фантазии, красоты. Правда, все это стоит много денег, и потому позволить себе подобного я не могу.
В таком случае, где и как удается вам реализовывать свои драматургические и режиссерские задумки?
Какое-то время назад у меня был самодеятельный театр «Рок-драма». Теперь в «Комедiи» меня привечают. В Москве есть экспериментальный театр, который взял для постановки мою пьесу «День оргазма». Занимаюсь со студенческим театром лингвистического университета. Там мы поставили пьесу Леонида Филатова «Любовь к трем апельсинам». Со студентами будет спектакль по произведению неизвестного нижегородца XVI века. Оно имеет длинное название, рассказывает историю разбойников, когда-то игралось на ярмарках. Пьеса воплощает яркие черты площадного театра: в ней есть песни, танцы, сатира, довольно грубый юмор, но и некая грусть, раздумья. Открывается давно ушедший, никому теперь неизвестный слой народной театральной культуры. Это очень интересно!
Вот такой он оригинал во всем в любопытстве к забытому, в неожиданном подходе к хорошо знакомому. На нижегородской театральной ниве Михаил Аркадьевич Висилицкий, как подсолнух, отовсюду виден и вызывающе ярок. Не могу себя назвать поклонницей его театра и знаю тех, кого шокируют его изыски. Но хорошо, что в нашем саду цветут разные цветы.
Автор: Ирина МУХИНА