СТРАНСТВИЯ КАМЕРНОГО [Интервью Михаила Бычкова — лауреата фестиваля «Новая драма-2003»]
Новая газета в Воронеже (12-10-2003)

Воронежский Камерный театр открыл 10-й юбилейный театральный сезон премьерным спектаклем «Журавль» (реж. Петр Шерешевский) по Антону Чехову. А художественный руководитель театра Михаил Бычков рассказал нам о странствиях коллектива по просторам нашей родины. В момент интервью Михаил Владимирович еще не знал, что спектакль «Две маленькие пьесы» (В. Дурненков, Л. Бугадзе) из проекта «Новая ART-реальность» победил в номинации «Лучшая работа режиссера» на фестивале «Новая драма» в Москве.

ТЕКСТ:

Странствия «камерного»

В отличие от футболистов воронежские актеры побеждают

С начала были традиционные ежегодные — уже восьмые — гастроли театра в Ростове-на-Дону.

 — За это время в Ростове расширился круг наших поклонников. Начинали мы на малой сцене ТЮЗа, а последние два года работаем на камерной сцене ростовского Музыкального театра. Это театр респектабельный, буржуазный, с иголочки. У нас появились творческие поклонники и друзья в числе руководителей этого театра, которые предоставили нам сцену на самых льготных условиях. Мы показывали две премьеры прошлого сезона: «Зиму» Евгения Гришковца и «Журавля» Петра Шерешев-ского, а также любимый ростовчанами спектакль «Фрекен Жюли». Играли в переполненных залах, что стало уже доброй традицией. Ростовчане всегда открыто проявляют свои симпатии. Антипатии, правда, тоже. Если им что-то не понравится, освищут и затопчут. Зато положительные реакции зала очень ощущаются артистами, несут их по роли, по спектаклю. Артисты всегда приезжают из Ростова-на-Дону очень заряженными эмоционально.

Отдохнув одну ночь в Воронеже, коллектив Камерного театра поехал в Екатеринбург на фестиваль «Реальный театр».

 — Зарождался он как фестиваль театров для детей и молодежи, к которым впоследствии присоединились и драматические театры, в основном Уральского и Сибирского регионов. Затем подключилась Европа, Москва и Санкт-Петербург. Творческий лидер фестиваля — Олег Лоевский, очень известная в театральном мире фигура. Этот человек лично отбирает спектакли для своего фестиваля и собирает весьма представительный состав театральных критиков со всех регионов России. Устраиваются серьезные, глубокие, порой очень жаркие обсуждения просмотренных спектаклей. Происходит творческий обмен, анализ. 

В этом году Камерный театр участвовал в фестивале в одном ряду с такими знаменитыми театрами, как: Омский драматический во главе с Евгением Марчелли, Екатеринбургский театр драмы, Новосибирский театр «Глобус», Минусинский драматический театр, в последнее время гремящий на всю страну.

 — Мы показывали «Зиму» Е. Гришковца дважды. В первый раз — для профессиональной публики: критиков, артистов и режиссеров других театров. Во второй — для жителей Екатеринбурга. Оба спектакля прошли очень успешно. Зрители — и достаточно искушенные, и случайно оказавшиеся на нашем спектакле, — в конце концов приняли нашу постановку. Если первые аплодисменты, смех на фестивальном показе наступили на второй минуте спектакля и продержались до конца, то до обычных зрителей артистам пришлось минут 15 пробиваться, пока все поняли, во всем уверились. Камилю Тукаеву, Андрею Новикову и Елене Лукиных это удалось. А профессионалы на следующий день устроили обсуждение и, оценивая наш спектакль, сказали много хороших слов.

Присутствовавшие на фестивале эксперты «Золотой маски» включили «Зиму» в свои предложения по возможному составу участников главного национального театрального фестиваля. Чтобы принять окончательное решение, они приедут смотреть спектакль в Воронеж.

 — Мы, честно говоря, заявок на «Золотую маску» не посылали, но интерес к Камерному театру еще со времен и «Дядюшкина сна» и «Фрекен Жюли», которые участвовали в фестивале, у ведущих театральных специалистов велик, о чем свидетельствует и реакция жюри фестиваля «Новая драма», проходившего во МХАТе им. А. П. Чехова.

Современная пьеса (к ней относятся произведения, написанные и опубликованные за последние 10 лет) захлестнула столичные театры. Поэтому участие в этом фестивале стало важным и серьезным испытанием как для актеров Камерного театра, так и для его режиссера.

 — Там были европейцы, грузины, африканцы, скандинавы. Участвовало несколько самых на сегодняшний день модных, скандальных, популярных московских коллективов. Например, «Театр. DOC», возглавляемый Михаилом Угаровым, который приезжал в Камерный на премьеру «Зимы».

Мы показали «Две маленькие пьесы» на малой сцене МХАТа 22 сентября. Сыграли успешно. (Как оказалось впоследствии, даже более чем. — прим. Е. П. ) Я как режиссер определенные издержки, связанные с волнением, ответственностью, легендарностью самого места, где все проходило, временами ощущал. Но в целом очень горжусь нашим коллективом, потому что прошел спектакль прекрасно. Нужно учитывать и состав жюри, которое в этом году возглавила Ингеборга Дапкунайте: директор «Золотой маски» Эдуард Бояков, художник и продюсер Павел Каплевич, драматург Виктор Славкин, театроведы, режиссеры, — в общем, вся театральная Москва. Критики отмечают, что Камерный проявил известные за театром мастерство, художественный вкус, класс. И это несмотря на то, что не всех устраивает сама драматургия, ее необычность, непохожесть на традиционную большую драму, ее какая-то непричесанность, неформатность. Я очень надеюсь, что этот спектакль еще поживет в нашем репертуаре, и молодежь и продвинутая публика вообще будет его смотреть. Хотя мы планировали эту постановку на один сезон. Я люблю этот спектакль и не жалею, что прошлый год провел в работе над современной пьесой.

Заметим, что грузинский драматург Лаша Бугадзе был представлен на фестивале достаточно широко («Потрясенная Татьяна»), а Вячеслав Дурненков (автор пьесы «В черном-черном городе») приглянулся только Михаилу Бычкову, чья оригинальная постановка (вспомним виртуальную бабу Маню), очевидно, запомнилась жюри.

 — Для меня не важно, чья постановка была лучше или хуже. Дело не в сравнении, — говорит Михаил Владимирович. 

 — Что лично я, как режиссер, почерпнул из участия в фестивалях? Я еще раз убедился, что театр развивается, меняется, расширяет содержательную сторону, ищет новые темы, сюжеты, язык. Экспериментирует в области формы, технических средств, новых фактур, пространственных решений, новых взаимоотношений со звуком, компьютерной и цифровой техникой.

Воронежский Камерный театр остается одним из немногих провинциальных и, пожалуй, единственным в городе театром, который живет, развивается, имеет весьма высокую репутацию и хорошо известен театральному миру. Правда, наверняка мало кто задумывается, что стоит за этой репутацией и за этим уровнем. Маленькое помещение, в котором просто физически невозможно работать, нехватка костюмов и декораций, недостаточная техническая оснащенность, — все это нисколько не способствует творческому росту коллектива. (К сожалению, такова печальная участь многих российских театров.) Но, даже используя минимум средств (например, в финале миниатюры «В черном-черном городе» близнецы снимают бабу Маню не реальной цифровой, а игрушечной камерой), Михаил Бычков создает живые, динамичные спектакли. Сила-то ведь не в деньгах, а в таланте режиссера и мастерстве актеров.

О новых проектах Михаил Владимирович пока умалчивает.

 — Что-то репетируем, но о конкретном спектакле говорить еще рано.

В одном можно быть уверенным: ко дню своего рождения — 21 июня — Камерный театр преподнесет воронежцам сюрприз. Возможно, что это произойдет уже в новом здании. 


Автор: Екатерина ПОЛЬШИНА


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru