СМЕРТЬ. TODAY
Еще одна документальная пьеса. Оптимистический вариант
Независимая газета (10-11-2003)

Привет, я Юля, скоро я покончу жизнь самоубийством. Я долго думала об этом и твердо решила. Мне все осточертело. Больше так продолжаться не может. Но я бы хотела сделать это с кем-то.

На призыв в чате откликается юноша Август. Он в депрессии, одинок и тоже хочет уйти в самоволку. Парочка отправляется к норвежскому фьорду, чтобы вдвоем броситься с обрыва в бурлящую ледяную пучину.

Так начинается пьеса “Norway.today”, премьера которой прошла в «Театре.doc». Малогабаритная, но многофункциональная площадка до отказа заполнена молодежью. Вместо привычных для этих стен
жестко-реалистичных, нервно-парализующих и откровенно-физиологичных драм простая лав стори с доступными философскими отступлениями. Ни голого тела, ни уличной речи. На красно-белых тумбах, на фоне видеоэкрана, в формате, близком к читке, двое славных молодых людей находят друг друга, чтобы вместе выразить протест сытой жизни, в которой нет ни смысла, ни подходящего общества.

Героям “norway.today” не больше 20, они образованны и энергичны, не употребляют наркотики, используют контрацептивы, являются предметом родительской любви. Ни у одного из них нет прямого повода для суицида: решительная Юля (Светлана Иванова) хочет обезопасить себя от будущей боли, а застенчивый Август (Евгений Фроленков) погряз в а-ля шопенгауэровских сомнениях: что есть истина, если «самое истинное ощущение — ощущение ничто? Все — имитация, все — ничто».

В постановке молодого русско-немецкого (родился в Гамбурге, учился у Марка Захарова) режиссера Георга Жено этот немного умозрительный конфликт обретает плоть. Девушка-манипулятор провоцирует потерявшегося юношу до тех пор, пока он не взрывается эмоциями, и они, только что стоявшие на краю обрыва, уже увлечены друг другом. Конфликтный, угловатый флирт двух существ, потерявшихся в европейской цивилизации, — вот стержень драмы, а ироническая подача живых подробностей («Мама, папа, бабуля. Я счастлива. Завтра мы умрем. Все повидала, остальное видела по телевизору…») вносит в действие здоровую дозу абсурда. Эти комедийные нотки делают происходящее «как-будтошним», похожим на детскую игру. Можно даже подумать, что девочка оставила в чате сообщение о самоубийстве в расчете найти спутника для авантюрно-романтического приключения. 

Знакомство по интернету, транснациональный метаязык, прощальные записи на видеокамеру, да и сама немного надуманная идея самоубийства — начавшись в нематериальном мире, действие как будто все больше уходит в электронно-цифровую сферу. Этому способствует экран, на который проецируются кадры, смонтированные в стиле клипов MTV. Но в кульминации «бытие и ничто» меняются местами: сидящие в палатке рядом друг с другом ребята занимаются виртуальной любовью, описывая, как в чате, свои поступки и ощущения. Верх условности для современного вседоступного театра. Но именно эта сцена — пронзительнее и чувственнее, чем ее физиологически откровенные варианты-антиподы. К концу реальность окончательно одерживает верх — ребята бросают видеокамеру в море и, взявшись за руки, убегают. Редкий позитивизм для современной европейской драмы.

Автору “norway.today”, швейцарцу Игорю Бауэршиме, вдвое больше, чем его героям. У него есть своя театральная труппа и профессиональные награды — может, это отчасти объясняет его добродушие. Бауэршима взял реальную трагедию двух ребят, покончивших с собой, и превратил ее в сказку, подарив героям жизнь. Остается надеяться, что красивая история о норвежском обрыве не создаст страшную моду, как было 200 лет назад после появления немецкого романа о самоубийстве юного Вертера.

Нина Беленицкая


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru