СОВРЕМЕННАЯ ДРАМА НА ЗЕМЛЕ И В АДУ [«Идет эпоха марионеточного театра.» Студентка РАТИ о фестивале «Новая драма»-2003]
Литературная газета (26-11-2003)
Фестиваль современной пьесы «Новая драма», прошедший недавно в Москве, породил любопытный вопрос: что же такое новая драма? И что считать драмой старой? Однако сентенции типа «О чем все это?», «Для чего?» и «Как?» в потоке поиска новых сценических идей, нового театрального искусства здесь были, увы, неактуальны. Открылся фестиваль пьесой начинающего драматурга Максима Курочкина в постановке Михаила Угарова под названием «Трансфер». Действие пьесы происходит одновременно и на земле, и в аду, как бы давая понять, что никакой разницы в них и нет.
В аду есть все красивый город, природа и даже сам Бог немощный уборщик мусора, в программке так и указано «Уборщик в кепочке».
Спектакль начинается с драки главных героев: мужа по фамилии Цуриков и жены Евгении. Цуриков, циничный, преуспевающий, равнодушный «новый русский», флиртует со своей секретаршей Машей. Евгения ранимая и отчаянная, но времени, однако, даром не теряет, развлекается с любовником Уласиком, которому и платит за услуги. Они живут в мире, где человек играет роль вещи: Цуриков отдает жену во временное пользование своему другу Пампухе, где не испытывают никаких эмоций. А когда герой попадает в ад, чтобы найти своего давно умершего отца, то встречает человека, выпрашивающего, словно милостыню, немного сочувствия. Оказывается, это и есть то самое-самое главное, зачем он, Цуриков, явился в ад. А когда герой возвращается домой, к жене, тут-то и рождается семейная идиллия супруги приходят к пониманию через сочувствие.
Таков финал спектакля. А вывод напрашивается один мы живем в аду, сами этого не замечая.
Вопросы бытия и небытия тема, волнующая умы драматургов на протяжении многих лет, но разве это новая драма?
В похожем стиле сделан спектакль «Культурный слой» по пьесе братьев Вячеслава и Михаила Дурненковых театрального центра «Голосова-20» (Тольятти). Он состоит из трех частей: вечная проблема отцов и детей, где и задается основная тема спектакля меняются не времена и люди, а культура; во второй части это подтверждается угнетающей философией эгоизма авторитетного «пахана» в законе, у которого люди делятся на лидеров и быдло, и если ты быдло, то тебе никогда не быть лидером; в заключительной части, подводящей не очень приятные итоги, молодая мама боится рожать ребенка, потому что мир странен и непонятен.
Спектакль Валмиерского театра драмы (Латвия) «Темные олени» по пьесе Инги Абеле в постановке Мара Кимеле отличился равнодушным спокойствием действия, на протяжении которого герои решали, «быть или не быть» темным оленям единственному спасению героев от голодной смерти.
В событиях участвуют люди, загнанные волей судьбы на край «вечной мерзлоты». В процессе длительных переговоров лишать или не лишать жизни животных герои сами постепенно уничтожают друг друга, отождествляя себя с оленями. Когда же приходят к решению сохранить все же четвероногим жизнь, все заканчивается неожиданной смертью оленей: малышка Риа избавила от мучений и тех, и других.
Эта постановка как раз отличается подробнейшей сценографией, но ей явно не хватает динамики и темперамента, а потому и не получилось того драматического шока, на который рассчитан текст пьесы. И, как в предыдущих новых драмах, мелькает надоедливо мысль: «Где-то уже это было!»
Глотком свежего воздуха среди кружевных ребусов современных «выкрутайтисов» оказалась милая сказка-притча Санкт-Петербургского ТЮЗА. «Очень простая история» Марии Ладо. Режиссер Галина Брызгу не преследовала философских вопросов мировой сложности, она разыграла «Очень простую историю», понятную как взрослым, так и детям, где главными героями оказались домашние животные наивные, любящие, мечтательные, бескорыстные.
На протяжении всего действа они пытаются спасти еще не родившегося ребенка, обреченного на смерть их хозяевами, потому и начинает рассказ этой истории детский голос. Ситуация завершается благополучно благодаря вмешательству сил свыше ангелов. Здесь животные оказались человечнее людей. Спектакль-притча, добрая ненавязчивая надежда на общественное «выздоровление».
Специальным дипломом фестиваля «Новая драма» была удостоена постановка Михаила Угарова «Потрясенная Татьяна» по пьесам Лаши Бугадзе.
С небольшим тематическим искажением смысл спектакля очень знаком еще по постановке Кирилла Серебренникова «Терроризм». Эдакая антисказка о солнечной Грузии.
«Раньше над солнечной Грузией летали ангелы, а сейчас железные птицы», печально заключает служитель небесного царства с сотовым телефоном, переодетый в камуфляж. Он то и дело рассказывает анекдоты, которые ему никак не дают дорассказать герои спектакля.
А потрясенная Татьяна сокрушается из-за того, что не ее сын лежит на поле боя с пробитой головой; а добрая бабушка наставляет на путь истинный своего внука и объясняет ему, каким надо быть воином и против кого вести войну, пронося ее сквозь поколения, как святую дань.
Театр нынешнего времени пребывает в мучительных поисках это долгие, ломаные, далеко не приятные поиски, эксперименты над собственным «я», а общая картина фестиваля представлена как бы одной большой творческой абстракцией. К сожалению, эксперимент предполагает некие жертвы, в данной ситуации в жертву принесено актерское мастерство.
Идет эпоха марионеточного театра.
Может, стоило назвать фестиваль не «новая драма», а «сегодняшняя драма»?..
Анна КОВАЕВА, cтудентка РАТИ