ВАЛЕНТИНКА СО СТРЕЛЬБОЙ [«Валентинов день» Ивана Вырыпаева: премьера новосибирской постановки]
Коммерсантъ (Новосибирск) (27-01-2004)
Фото: БОРИС ВОЛКОВ Новосибирская театральная компания «Актерская Антреприза» в минувшую субботу представила трагикомедию «Валентинов день» Ивана Вырыпаева. Корреспондента «Ъ» ИРИНУ УЛЬЯНИНУ вторая премьера, выпущенная антрепризой в кратчайшие сроки на новой сцене, окончательно убедила в правильности ее художественного курса. Делая ставку на актуальную российскую драматургию, компания повысила требования к исполнительскому уровню. Иван Вырыпаев актер, режиссер и драматург из Иркутска, сравнительно недавно переселившийся в Москву, считается одним из символов молодой отечественной драматургии. Он обладает не только абсолютным стилистическим слухом, но и абсолютной восприимчивостью к драмам нашего времени. Впрочем, именно в пьесе «Валентинов день» (по словам автора, это"некое продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина») господин Вырыпаев вступает в игру с временными трансформациями.
Драматург органично, без всяких натянутых переходов переносит героев то в прошлое, то в настоящее, но чаще в будущее, заглядывая в 2012 год, когда Катя и Валентина, вдова и любовница, пережившие общего возлюбленного Валентина, достигают 60-летия. Первая запившая с горя, добрейшая, простодушная и смешная маргиналка. Вторая сухая и праведная, закостенелая максималистка. «Знаете, почему я такая подтянутая, сильная, почему я такая молодая? Потому, что умею страдать
Потому, что я не зря проживаю свою жизнь», говорит несгибаемая Валентина. А веселая вдова играет на гармошке и исполняет в ее честь песню на текст посвящения Иосифа Бродского Анне Ахматовой.
На поминках все соединилось, не смешиваясь. «Ну давай продолжим грустить по поводу нашего веселья», предлагает Катя и тянется к бутылке с водкой, которую Валя изо всех сил презирает. Соперницы делят общий кров, не прекращая борьбы за ушедшего в мир иной мужчину. Катя, в юности обманом отбившая жениха у любимой им девушки, подспудно страдает от комплекса вины. Неистовая Валя доходит до крайней, запоздалой мести стреляет в нее.
Удачу спектакля «Актерской Антрепризы» определило точное распределение ролей: Валентину воплощает аскетичная, по-модному худая Татьяна Классина, наделенная идеально прямой осанкой. В ее внешней холодной закрытости содержится заряд скрытых страстей, которые неизвестно, когда рванут. Катю совершенно блистательно играет чрезвычайно подвижная по психофизике Ирина Кривонос, перевоплощающаяся буквально каждое мгновенье. Непростая, надо признать, задача впадать то в глупую юность, то в сирую старость. Максим Битюков, тот самый бесконечно поминаемый Валентин, микширует эмоции, что тоже совершенно правильно, ведь он существует не в объективной реальности, а лишь в представлениях о нем влюбленных, не перестающих любить его и после смерти женщин. Жена наделяет его ангельскими крыльями, а в последний полет он берет с собой не ее, а тезку-возлюбленную, зеркальную половинку.
От взгляда зрителей не укрылась некоторая шероховатость спектакля и то обстоятельство, что артистам подчас недоставало свободы сценического существования, которое достигается при полной сыгранности ансамбля. Однако с основными задачами трио справилось с честью. Актеры донесли то, что заложено автором пьесы: у постсоветских людей испытания нищетой и ложными идеалами не истребили романтичности, потребности испытывать чувства и дорожить ими, как единственными драгоценностями.