«КРАСНЫЙ ФАКЕЛ» УГЛУБИЛСЯ В ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ [В новосибирском «Красном факеле» готовится к постановке «Детектор лжи» Василия Сигарева. Интервью с режиссером]
Коммерсантъ (Новосибирск) (23-01-2003)
Фото: БОРИС ВОЛКОВ В новосибирском театре «Красный факел» идут репетиции очередной премьеры молодой режиссер Владимир Золотарь ставит пьесу «Детектор лжи» еще более молодого драматурга Василия Сигарева. В эту молодежную команду вошел и художник Олег Головко. О каждом из постановщиков можно сообщить немало интересного и лестного. Коренной петербуржец и выпускник Санкт-Петербургской театральной академии курса Геннадия Тростянецкого Золотарь в родном городе дебютировал ярко: поставил «Фро» по прозе Андрея Платонова в театре имени Ленсовета, «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби в театре «Особняк», а за гоголевских «Старосветских помещиков» в инсценировке драматурга Николая Коляды и вовсе удостоился приза международного фестиваля. Убедив театралов северной столицы в своей профессиональной состоятельности, он принял руководство Алтайским краевым театром драмы, став самым молодым в Сибири главным режиссером.
Все свои спектакли Владимир Золотарь выпускал совместно с Олегом Головко выпускником Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры, на практике проявившим максимальную удаленность от академизма. Господин Головко стажировался в Париже, был закоперщиком группы авангардных художников «Мусорщики», выступил идейным вдохновителем многих смелых арт-проектов в частности, организовал выставку театральной пыли, собранной с самых знаковых площадок Питера. Вслед за Владимиром Золотарем он в прошлом сезоне отбыл в Барнаул, где стал главным художником Алтайского театра драмы.
27-летний ученик и духовный наследник Николая Коляды Василий Сигарев родился и до сих пор живет на Урале, пока его пьесы с огромной популярностью идут в московских и европейских театрах. Премий у него больше, чем у многих драматургов пенсионного возраста, «Дебют», «Новый стиль», «Антибукер», «Эврика». Более того, господин Сигарев единственный лауреат литературной премии Тома Стоппарда в России. Наибольшую известность приобрели пьесы «Пластилин», «Черное молоко», «Семья вурдалака», «Божьи коровки возвращаются на землю».
Но Владимир Золотарь для постановки выбрал весьма спорное его раннее творение «Детектор лжи». Действие пьесы происходит в обшарпанной однокомнатной квартирке, где сходят с ума от недовольства друг другом сорокалетние муж и жена. Борис сильно пьющий токарь умирающего завода, Надежда санитарка в больнице, кроющая супруга последними словами по поводу и без повода. Глава семьи получил зарплату и, будучи невменяемым от обильных возлияний, припрятал ее где-то в доме. Где не помнит, а деньги, понятное дело, край как нужны. И Надежда приглашает гипнотизера по объявлению, прочитанному в газете. Этот чудаковатый господин, чрезвычайно далекий от бытовых семейных драм, терпящий соседство лишь собачки Клептомании, становится своеобразным катализатором их отношений, вытаскивая на свет божий застарелую, копившуюся годами, разрушительную ложь, и не менее тщательно скрываемую любовь. Герои сбрасывают под гипнозом привычные маски и выдают подсознательное: Борис вдруг выдает себя за начальника цеха, представляется Конфуцием, Нобелем, Сервием Сульпицием Гальбой, его супруга мнит себя Мэрилин Монро и Людмилой Гурченко. Ясно, что ему не хватает значительности, ей - проявленной женственности. Но выплывшая наружу ложь способна уничтожить любовь, которая соединяла эту типичную на российском пространстве семью.
Новый спектакль будет исполняться в двух актерских составах в нем заняты Владимир Лемешонок, Наталья Мазец, Светлана Плотникова, Вячеслав Степанов, Константин Телегин и Владимир Чистяков. Премьера пройдет 18 и 19 февраля, и разыгрываться будет в построенной на большой сцене коробке-выгородке для 200 зрителей.
ИРИНА УЛЬЯНИНА
«Подглядывать в замочную скважину мне неинтересно»
Корреспондент «Ъ» ИРИНА УЛЬЯНИНА встретилась с режиссером-постановщиком «Детектора лжи» за кулисами, испытывая сильное, но двойственное впечатление от пьесы. ВЛАДИМИР ЗОЛОТАРЬ, в свою очередь, пребывал в сильном возбуждении от закончившейся репетиции.
Владимир, по-моему, пьеса Сигарева сама по себе провоцирует на то, чтобы поставить ее «по быту», как комедию положений или голимый соцарт. И этот навязчивый сленг: «алкашина», «тварина», самое мягкое обращение «сволочь». Стойкое влияние чернушного Коляды
Трудно переводить народный юмор в плоскость искусства?
Нет, не трудно. И потом, произведения Коляды имеют отношение, скорее, к литературе, а Сигарев драматург в чистом виде, его пьесы позволяют конструировать нечто сугубо театральное
Меня, знаете что, зацепило? Семья всегда имела смысл как защита от агрессии внешнего мира, а Вася подглядел обратный процесс: сейчас агрессию тянут в семью, а на миру все белые и пушистые. И потом, разве вы не заметили существование противоположного тексту подтекста?
Я далек от бытовой трактовки, вообще подглядывать в замочную скважину мне неинтересно. Спектакль будет не комедией положений, а фантасмагорией, погружением извне вовнутрь.
И вы, и драматург много младше героев. Что вы можете знать о кознях, об испытаниях супружества?! Впрочем, житейский опыт далеко не всегда переплавляется в художественный
Вот именно! В пьесе прописан такой персонаж сквозняк, подглядывающий за героями. В спектакле я объединяю его с гипнотизером, и использую, как прием отстранения. Да, и Вася, и я, в силу отсутствия опыта, не относимся к этой истории буквально, зато вытаскиваем из героев их внутренние истории. Для меня важно проявить ощущение любви, скрытой за словами ненависти.
И, наверное, вы еще хотите утвердить, что не бывает лжи во спасение, спасает только любовь?
Абсолютно! У героя дикий комплекс несамоутвержденности, а героиня не реализовала женскую суть. Я позволю им все это добрать в спектакле, причем, пространство их квартиры трансформируется
в землю. Будет просто земля, куда они вываливаются!