ВЕСЕЛЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ДЕТЕЙ [«Новая драма»-2004: «Изображая жертву» братьев Пресняковых в постановке Екатеринбургского ТЮЗа]
Российская газета (21-09-2004)
В Петербурге стартовал третий фестиваль «Новая драма» НИЧТО не ново под луной, в том числе и язык извозчиков, одухотворенный театром в художественный свист. Важно только понимать: когда на сцене ненормативная лексика сгущается, быть кульминации. В сумерках сознания мы живем давно, и, видимо, светлее уже не будет, и лампочка Ильича уже не спасет. Не спрячешься в палату N 6. И даже не сумеешь выпасть из окна. Как жить, когда жить не хочется, чего говорить, когда говорить нечего, а смерти боишься? Вы понимаете, что это диагноз, и чтобы преодолеть страх, идете работать в милицию, изображая жертвы в следственных экспериментах. В рамках проекта «Театр за бетонной стеной» немолодой уже режиссер Вячеслав Кокорин поставил новую драму, т.е. изобразил ее нам в виде «показа». Это такой бедный по средствам спектакль, в котором актеры подглядывают в шпаргалки. В манифесте своего «бетонного театра» режиссер заявил, что это театр шока и сгущенной боли, который детям до 18 лет смотреть не рекомендуется. Помнится, в начале прошлого века Николай Евреинов уже придумал Веселый театр для пожилых детей. Пьеса братьев Пресняковых в эту категорию зачисляет и двадцатилетних. Апатия и усталость, безразличие и бесцельность, случайность и небрежность вот стиль жизни.
Наш век не понимает таланта. На вес золота у нас случайность, реалити-шоу и их имитация. Знания актерских техник, в том числе Рудольфа Штайнера, Михаила Чехова, Кокорину вроде как ни к чему. Тем более что пока актерам Екатеринбурга профессионализма не занимать. Хороши актеры. Жить в новой драме им легко.
Крылатая фраза из репертуара А. Райкина «на сцене три сестры в зале дядя Ваня» стала театральным штампом. Это нормально, когда зритель в тесноте и неловкости сидит на сцене, а горсть актеров обживает пространство зрительного зала.
Вот и болтается в зрительской коробке никчемный молчаливый мальчик с никчемным университетским образованием (артист А. Журавлев). И Гамлет, а не принц. В кепке спит, в кепке трахается с такой же, как он сам, анемичной и усталой тридцатилетней девчонкой. Регулярно слышит отравленного папашку в тельнике, под мощные аккорды музыки Шостаковича, с высоты положения покойника комментирующего жизнь сына. Почти не слушает игривую мать, живущую с дядей Петей и грозящую сыну сумасшедшим домом.
Короче, все как у людей: тебе подают знаки, тебя предупреждают.
Предупрежденный защищен. А ты день ото дня принимаешь лекарство от смерти, пытаясь изжить свои страхи через доморощенное актерство.
Чтобы подыграть актерам, плотно зачехленные зрительские ряды постепенно, от сцены к сцене, обнажаются, то изображая бассейн, в котором некий Закиров утопил любовницу, то японский ресторанчик с размалеванной гейшей лет семидесяти, поющей блатную песенку о судьбе новой Баттерфляй. И все идет своим чередом. Уверенный капитан милиции привычно «прихватывает» сотрудницу-телеоператора, удаляясь с ней «под сень струй» перепихнуться. И работа спорится, и понятно, кто кого убил. Неясно только одно
Когда спектакль ровно катится к развязке, которой, кажется, никто и не ждет (чего ждать от жизни, как не смерти?), в самый неожиданный момент капитан взрывается. И гневный монолог циничного служаки в кожанке, построенный на самозабвенном мате и восклицаниях, актер Валерий Смирнов возносит, кажется, к небесам. Ну у кого еще спросить, почему все не так?
Ублюдок, застреливший одноклассника за насмешку, «базара» начальника не поймет. Потому что убийство это рутина. Тем не менее детские нотки беспомощного недоумения видавшего виды дядьки пронимают до костей тех, кто сидит на сцене. И это древние называли очищением, по-гречески катарсисом
В новой драме все меньше претензий к тексту как литературе, и бусинки-слова можно нанизывать произвольно. Лишь бы концы с концами сводились. Да и это, впрочем, не обязательно. Процесс, видите ли, все еще идет
Предупрежденный защищен.
Марина Заболотняя