ПОИСКИ И ПРОИСКИ ИСТИНЫ. В Петербурге завершился фестиваль «Новая драма»
Русский курьер (29-09-2004)
Теперь никому не придет в голову утверждать, что Санкт-Петербург остался в стороне от новых драматургических течений. Строгий, сумрачный город, уверенный в собственных творческих традициях, неожиданно оказался завоеван странным, шумным и порой безбашенным сборищем людей. Появилось много такого, о чем местный зритель доселе не имел представления. Десять дней на сцене Театра Ленсовета бушевали страсти: публика рвалась на каждый привезенный спектакль, а по утрам велись жаркие дебаты: о чем ставить, что писать, как думать. Неспроста на закрытии фестиваля худрук Театра Ленсовета Владислав Пази назвал происходившее в подведомственных ему стенах «кипящим котлом», а само закрытие было стилизовано под революционный митинг с лозунгами, матросами с винтовками и финальным штурмом буфета. Чем хороша «Новая драма»: это не выставка достижений с последующей коронацией победителей, а непрерывный творческий процесс. Где возможно все и пробы, и ошибки, и яркие всплески, и тоскливые пробуксовки. Москву на фестивале представляли только два продвинутых коллектива: Центр драматургии и режиссуры п\р А. Казанцева и М. Рощина и «Театр DOC», а Петербург крошечный театр «Особняк» и собственно Театр Ленсовета. Зато провинциальных спектаклей было много. Отдельной строкой стоит «Клаустрофобия» Константина Костенко, поставленная известным «антитеатральщиком» Николаем Колядой. Дикая история об изнасилованиях в тюрьме, безусловно, вызвала скандал, но на это и делалась ставка. Весьма симпатичными оказались два небольших спектакля «Ночь Гельвера» по пьесе поляка Ингмара Вилкиста ( Могилевский театр драмы) и «Облом off», версия уже знаменитой пьесы Михаила Угарова, выполненная маленьким пермским коллективом «Новая драма». Сделанные вполне традиционно и даже незатейливо, обе истории обнаружили внимательную работу с текстом и отличные актерские работы.
Современная пьеса для провинциальных театров это одновременно спасение и пугало. С одной стороны, артистам, уже переигравшим изрядное количество классических героев, хочется, наконец, появиться в облике «парня с соседней улицы» и поговорить сегодняшним языком. Да и режиссер, освоивший в провинции новую пьесу, серьезно подпитает огонь собственных амбиций. Но с другой стороны, зритель, привыкший к определенному репертуару, может проигнорировать подобный выпад. Поэтому чаще всего в провинциальных театрах идут на компромисс: осваивают новые пьесы на камерных площадках, осторожненько приучая к ним публику. Есть и такой момент: по причине частичного или полного отсутствия информации о пьесах, режиссер или худрук ставят то, что подвернулось им под руку.
Самым сильным впечатлением фестиваля стал спектакль «Три домика», привезенный из страны, где не существует театра как такового из Ирана. Театральная группа «Таджробе» один из маленьких частных коллективчиков, где все работают только на энтузиазме. «Три домика» это современные истории трех людей, занятых в старинном иранском религиозном зрелище под названием «тазие», мистерии, разыгрываемой в мечетях, где рассказывается трагедия имама Хусейна, убитого врагами. Три человека по очереди выходят к публике и рассказывают о своей жизни на фоне беспристрастных зеркальных стен. Один из актеров некогда совершил вынужденное преступление, и теперь закон не позволяет ему выходит на сцену, что причиняет ему большие муки. Другой сидит в тюрьме, и его привозят оттуда только на представления; и однажды со сцены он видит собственную жену, сидящую в шатре местного олигарха. Третий из года в год играет главного злодея и не может жить нормальной жизнью, потому что наивная публика, уверовавшая в идентичность героя и исполнителя, преследует несчастного актера, бросает в него камни и нападает в переулках. Казалось бы: что нам иранская Гекуба, что мы ей?.. Ан нет: захватывает это простое, нежное зрелище по полной программе. Безудержный актерский темперамент заставляет воздух вокруг гореть и рассыпаться искрами, а роскошная музыка зачаровывает. В «Трех домиках» сочетается глубоко религиозное и легкомысленно-светское, возвышенное и человеческое; здесь театр становится жизнью, не переставая быть театром.
Думай, театральщик, думай
На нынешней «Новой драме» все дискуссии были тематическими, причем темы придумывались самые непростые: «Современный текст как это ставить?», «Табу на сцене», «Искусство без денег. Деньги без искусства» и так далее. И занятно, что к примеру, в процессе разговоров о табу стало понятно, что уже никому не хочется выяснять, можно ли на сцене ругаться матом, а самыми сложными для сценического высказывания являются вопросы религии и политики. А при обсуждении освоения современного текста стало понятно, что новую пьесу часто ставят как старую, и поэтому происходит пробуксовывание этого самого освоения. Публике подобные разговоры, разумеется, малоинтересны, она ждет результатов.
Не обошлось на фестивале и без традиционного представления новых пьес. Помимо активного господина Коляды, продемонстрировавшего несколько своих маленьких клончиков, не бездарных, но еще совсем не самостоятельных, были и весьма интересные программы. Самыми сильными можно назвать тольяттинский блок «Майские чтения» (уже известные в Москве братья Дурненковы плюс недавний дебютант Юрий Клавдиев показали работы умные, неожиданные по сюжету и яркие по языку) и своеобразный the best фестиваля молодой драматургии «Любимовка» (две пьесы из этой программы, «Демоны» Натальи Ворожбит и «Мечта о насилии» Олега Шишкина, уже на пути к сценическому воплощению). Судя по данной программе, каждый год находится все больше молодых людей, сочиняющих пьесы. Зачастую, правда, это всего лишь моментальный фотоснимок, а не картина мира. Однако на «Новой драме» не принято подводить итоги. Это рабочий фестиваль, благодаря которому режиссеры, актеры и драматурги находят друг друга.
Алиса Никольская