ГЛОТОК «КИСЛОРОДА» [«Кислород» Ивана Вырыпаева поставлен независимой группой в Красноярске. Успешная премьера]
Красноярский рабочий (7-10-2004)

Театральное объединение «Класс», выпустившее в прошлом сезоне спектакль «Детектор лжи», представило публике очередное творение — «Кислород» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке режиссёра Григория Фомина.

Мода — вещь вездесущая. И театр в этом не исключение. Шекспира и Чехова постепенно вытесняют на театральных подмостках Гришковцы и Вырыпаевы, «Утиную охоту» — «Очень простая история». «Кислород» — дань современной моде, стремлению к синтезу (как было заявлено на премьере). Однако тут же возник вопрос: «А разве театр вообще не синтетическое искусство?» Признаться, вещь эту читала раньше, но, к стыду своему, ничего из ряда вон выходящего и даже сколько-нибудь интересного для себя не нашла. Десять небольших частей пьесы представляют собой сильно стилизованную под современность Библию с её десятью заповедями, где библейский текст перемежается с модерновым сленгом, и всё это представлено в форме эпизодов из жизни двух молодых людей — Александра из маленького городка и Александры из большого города. Пьеса очень напоминает Марселя Пруста с его потоком сознания: одна мысль цепляется за другую и уже непонятно, о чём конкретно идёт речь, играют ли ребята или вышли на секунду из образа прямо перед зрителями, чтобы обсудить собственные проблемы. Вот такой интересный текст представил Иван Вырыпаев, а все альтернативные театры страны его уже показали, пока и до Красноярска очередь не дошла. Мне, кстати, известна одна неудачная попытка поставить «Кислород» в Красноярске.

Как выяснилось, любопытных и готовых за своё любопытство заплатить 100 рублей оказалось немало. Большинство зрителей — молодёжь, на которую, впрочем, и рассчитан материал. Может быть, и музыка Бориса Гребенщикова сыграла в пользу просмотра.

Признаюсь, актёрская игра потрясла. Двое молодых людей и девушка просто заряжали своей энергией. Лирика, ирония, шутки и грусть — всё смешалось. То обращаясь к зрителям, как к старым знакомым, то общаясь между собой, как будто никого вокруг нет, ребята доносили до зрителя текст драматурга так, как будто сами только что всё придумали, и не было режиссёра, долгих репетиций и заучивания текста. Движения их, вплоть до глотка воды из бутылки, были столь же естественны и непосредственны, как будто не действо, разложенное по полочкам, они разыгрывали, а просто-напросто пришли поболтать о любви, сексе, смысле жизни, правде, умении прощать и ещё о куче вещей.

«Кислород» в очередной раз доказывает старую истину, что театр должен быть зеркалом жизни, быть современным зрителю и говорить о его, зрителя, проблемах. Годы идут, но истины и ценности человеческие остаются неизменными, облачаясь лишь в немного иные формы. А старые истины, облачённые в новые формы театра без сцены, декораций и костюмов, театра актёров и собственно текста, — это и есть современная театральная мода.

Разве не так?

Мария Дубинина


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru