НОВАЯ ДРАМА БЫВАЕТ РАЗНОЙ [Марина Оленева, создатель пермского театра «Новая драма». Интервью]
Новый компаньон (Пермь) (2-11-2004)
Судя по тому, насколько часто в театральных кругах употребляется словосочетание «новая драма», проблема обновления театрального репертуара весьма остра. Деятельное участие в продвижении новой драмы на российские сцены призван принять одноименный фестиваль, проходящий в Санкт-Петербурге. В сентябре этого года на фестивале свою работу показал пермский театр «Новая драма», прошлогодний лауреат «Волшебной кулисы». Художественный руководитель театра Марина Оленева оценивает эту поездку неоднозначно. Как получилось, что вы поехали на фестиваль?
Просто послали заявку и две кассеты с записями спектаклей «Август» Тимофея Хмелева и «Обломoff» Михаила Угарова. Дирекция фестиваля выбрала «Обломoff». Если учесть, что автор пьесы Михаил Угаров основатель и патрон фестиваля, это тем более ответственно.
Волновались, конечно, очень, тем более, что мы допустили много вольностей с текстом, сократили его изрядно
Но Угарову очень понравилась наша версия. Он сказал: «Правильно сократили. Я там много лишнего написал». Согласитесь, это совершенно особый опыт для театра играть при живом авторе.
Насколько я понимаю, призов на «Новой драме» не дают?
Нет. Это ведь не конкурс, а фестиваль. Он создан для продвижения новой российской драматургии, для обмена опытом, для учебы театров, которые ставят современные пьесы.
Ну и как впечатления?
Неоднозначно. Конечно, выдающаяся вещь «Кислород» Ивана Вырыпаева.
Но в целом театр формата Verbatim мне кажется тупиковым направлением, которое вряд ли будет иметь продолжение в театральной практике. А на фестивале было очень много именно таких спектаклей сделанных на документальном материале, с использованием скрытых видеокамер и диктофонов. Например, спектакли Театра.doc «Война молдаван за картонную коробку» и «Большая жрачка». В первом из них авторы бродили по Москве и общались с молдаванами-нелегальными иммигрантами, записывали все на видео, и затем проиграли все это на сцене. Во втором два молодых человека тайком записывали на диктофон закулисные разговоры на телевидении. В этом спектакле из двух часов сценического времени примерно полтора часа чистого мата. И с эстетической, и даже с этической точки зрения очень спорный эксперимент.
А как зритель принимал новую драматургию?
Был страшный ажиотаж. На наш спектакль я с трудом купила билет для своей сестры, а сама стояла у стеночки. Зритель питерский оказался очень благодарным, нашего «Обломоff'а» приняли прекрасно.
Правда, питерские критики были настроены скептически не по отношению к нам, а по отношению к самому фестивалю и к новой драматургии вообще. В профессиональном клубе, который назывался «Чашка кофе с драматургами», был тематический дискуссионный вечер «Питер-Москва», так там чуть до драки не дошло, с переходом на личности и оскорблениями. Москвичи изображали из себя проводников новой драмы, а питерцы утверждали, что никакой новой драмы и нет вовсе.
На фестивале Обломова играл Евгений Пеккер?
Конечно! Женя очень обязательный человек. Договоренность о его участии была еще давно, и он выбрался на фестиваль, хотя за три дня до отъезда в Питер ему позвонили из театра им. Вахтангова и сказали «Срочно к Ульянову!». Он поехал туда, устроился на работу, и на один день отпросился к нам на фестиваль.
Как получилось, что вашего актера забрали в один из лучших театров столицы?
На фестивале «Волшебная кулиса» в жюри была Людмила
Остропольская, завлит театра им. Вахтангова. Она тогда еще отметила Женю и взяла все его координаты. Долго не звонила, он уже и не думал, что это случится. И вдруг, за три дня до фестиваля
У них, видимо, ушел кто-то из молодых.
Сейчас Пеккер там репетирует, но не говорит, какую роль. Сглазить боится.
Весь ваш репертуар строился на Пеккере. Как вы теперь будете играть «Обломоff'а», «Август»?
Эти два спектакля уйдут из репертуара. «Чайку», где Пеккер играл Треплева, мы сейчас полностью обновляем, будем играть в новом составе.
Сейчас вообще сложно говорить о творческих планах. Без своего помещения, без официального статуса актеров сложно удержать. Я уверена, что, если бы наш театр был более «официальным», Пеккер бы нас не покинул, даже ради столицы. Все-таки такой популярности, как здесь, ему там трудно будет добиться.
Но есть кое-какие задумки. Хочу сделать спектакль с актерами из бывшей труппы «У Моста» Ниной Ахтырской, Натальей Катаевой. Но в целом ситуация в труппе тяжелая. Лидера нет. Распалась актерская связка Евгения Пеккера и Эдуарда Галеева, на которой строились практически все наши спектакли. А такие связки быстро не создаются, над ними надо долго работать. Сейчас нам надо собрать команду, построиться, определиться.
Автор: Юлия БАТАЛИНА