«ИГРЫ НА ЗАДНЕМ ДВОРЕ» СПЕКТАКЛЬ, С КОТОРОГО НЕ ХОЧЕТСЯ УХОДИТЬ["Игры на заднем дворе" Эдны Мази в Тюменском драматическом театре: рецензия на премьеру]
Вслух.РУ (Тюмень) (12-11-2004)
Новая постановка «Игры на заднем дворе» еще одна находка драматического театра в этом сезоне. Не успела публика нарадоваться нескучному «Кину Четвертому», ей преподнесли еще один спектакль, на который не стыдно сходить, с которого не хочется уходить. Известный московский режиссер Виктор Рыжаков, прославившийся своим «Кислородом» в «Театре.doc», перекроил театральное пространство, дав ему и повествованию две, даже три плоскости существования.
Первая это необычный, загадочный, многообещающий театр «малых форм». Узкими служебными коридорами зрители попадают в ангар с высокими потолками, кирпичными стенами и бессонным светом прожекторов. Нужно время, чтобы догадаться: святая святых, арьерсцена и закулисье превратились в подобие закрытого ночного клуба, гремящего электронной музыкой (точно: вот и ди-джей за пультом!). В модной музыкальной подкладке можно увидеть обращение к молодому зрителю, попытку пригласить его в живой, «калорийный» и «высоковольтный» театр; а возможно, выразительные средства электронной субкультуры близки самому режиссеру. Как бы то ни было, звуковая дорожка органично вписана в действие, но при этом имеет все шансы стать популярной вне спектакля. Было бы эффектно: оригинальный саундтрек к спектаклю «Игры на заднем дворе», и восхищенные клабберы раскупают билеты в театр.
Вторую ипостась нового пространства зритель осознает постепенно. Деревянная перегородка, за какой обычно сидят киношные присяжные, что она обозначает? Что люди, сидящие за ней, судьи, обвиняемые, присяжные? Или это мы присяжные?
Да, история, кажется, о судебном процессе. Четырех юношей обвиняют в изнасиловании девочки-подростка. Прокурорша и четыре адвоката сражаются за будущее подопечных, за справедливость, за себя?..
И все же, главное действие разворачивается в третьей плоскости, очерченной то ли тюремной клеткой, то ли сеткой, ограждающей спортивную площадку. Баскетбольный щит, качели, пандус для скейта что может быть безобиднее? Но нет, невинные жмурки вырастают вместе с детьми в нечто большее; чтобы управлять качелями своих чувств и желаний, уже не достаточно мальчишеской ловкости и бравады, теперь в игре рискуют не фантиками, а судьбами.
Рыжакову удалось выстроить актерский ансамбль так, что каждый из молодых исполнителей заблестел своим собственным, неповторимым светом.
Татьяне Телегиной досталась непростая роль девочки Двори и прокурора ее взрослой проекции. «Двори из тех людей, которые нарочно привлекают к себе неприятности, провоцируют опасные ситуации», говорит прокурор, и кажется, что это себя она описывает с такой точностью, что и она прошла через одиночество и ребяческие вызовы всему миру. Двори не хватало внимания и тепла, любви и понимания, на ощупь пробиралась она к человеческой близости, приняв за нее близость плотскую. И молодой прокурорше кажется, что от справедливого решения суда в судьбе девчонки что-то может измениться, что справедливый суд вернет ей право на участие и теплоту.
Только к финалу становится понятно, что главный обвиняемый для прокурора Асаф. В роль обаятельного соблазнителя точно вписался Андрей Черкашов. В «Играх
» режиссеру удалось так расположить актера к сцене, что почти исчезла натянутость, деланность, свойственные иногда Черкашову. Асаф оказался настолько его типом, что даже манера актера резко выпаливать заученные фразы роли, почти сгладилась.
Черкашов создал юношу, наделенного природой талантом и проницательностью, харизмой и привлекательностью, но не сумевшего выбрать, какую сторону Добра или Зла ему следует занять. Поигрывая, как мускулами, своим талантом нравиться, Асаф подобно Икару воспарил выше солнца и
не упал. Судьи решили: для обвинительного приговора недостаточно того, что он манипулировал своими товарищами и Двори, спровоцировав изнасилование. Сам он девочку не тронул, значит, состава преступления нет.
Зато самое строгое наказание получил мальчишка, действительно любивший Двори. Шмулик неловко, по-детски пытался защитить ее от стайки товарищей, подобно волкам сужавших круги вокруг наивной «слепой коровы». Но сам стал жертвой стадного инстинкта «на слабо», под подбадривающие крики друзей он первым перевел детские шалости в разряд взрослых игр. Алексей Иноземцев в роли Шмулика, наконец, показал зрителям свое творческое лицо. «Игры на заднем дворе» со всей определенностью показали нам интересного и цельного драматического актера.
В роли Гиди хорошо смотрится и Александр Кудрин. Гиди, кажется, неплохой, но слабый подросток, попавший под влияние харизматичного Асафа. Он сам из тех недолюбленных детей, лишенных заботы, что ищут внимания и признания на улицах. Гиди может быть добрым и обаятельным, но он беспрекословно признает авторитет товарища и не пытается занять его позицию в «стае». Кто знает, может, для Гиди годичное заключение станет возможностью оторваться от компании Асафа и Селы и найти себя.
Села это четвертый друг.
В компанию актеров драматического театра пришел артист театра «Ангажемент» Евгений Киселев. В «Играх
» он получает второстепенную роль, но и здесь мы наблюдаем полное взаимопонимание исполнителя и персонажа. Евгений Киселев, которого раньше можно было уличить в «звездной болезни», излишнему перетягиванию внимания на себя, примерил образ Селы, как вторую кожу. Его герой не прочь быть первым, но трусит вступить в открытое соперничество с Асафом, приходится довольствоваться остатками с барского стола популярности. Для роли настоящего вожака Селе не хватает легкости и проницательности Асафа, но когда более успешного друга не будет рядом, герой Киселева вполне может стать жестким и страшным человеком
Впрочем, несмотря на сложный и настойчиво приглашающий к рассуждениям о справедливости приговор, спектакль не оставляет тяжелого впечатления. Красиво и точно сыгранный, он приводит зрителя в легкую эйфорию и наш театр научился говорить на живом языке.
Автор: Ирина ПЕРМЯКОВА