БЕСПЕЧНЫЕ ДЕТИ И НЕРВНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ [[«Игры на заднем дворе» Эдны Мази в Тюменском драматическом театре: рецензия на премьеру]
Тюменские известия (13-11-2004)
Похоже, что во «взрослом» тюменском театре произошла ломка стереотипов. Здесь теперь не одевают, а раздевают спектакли
Действие в постановке Виктора Рыжакова «Игры на заднем дворе» перенесено на задник сцены, декорации выстроены в духе минимализма, ну а зрителей режиссер старается привлечь в свои союзники. Он как бы показывает задворки, изнанку жизни, где «живут» безучастные качели, тяжелый баскетбольный мяч и наши дети. Мы на них смотрим через ограждение. .. Хорошо еще, что барьером служит сетка-рабица, а не колючая егоза и не кованые тюремные решетки
Нам показывают, как дети наши страдают, когда пытаются жить по взрослым правилам. Выстраивается некая модель преступления, совершенного малолетними.
Игра превращается в судебное разбирательство, а я задаюсь вопросом: зачем нам все это показывают? и ответов не нахожу. Неожиданный поворот мысли (открытие в педагогике?): сочувствия удостаиваются насильники, а не жертва.
Спектакль не раз и не два обманывает по ходу своего развития. Возникают самые противоречивые ощущения. Но в этом я усматриваю желание режиссера поиграть. Спектакль не богат красками, но, как говорится, смотрибелен, потому что у зрителей давно выработалась привычка к криминалу. На эффектное вступление претендует зачин. После третьего звонка толпу зрителей, как слепую корову, ведут через лабиринты
так что невольно вздрогнешь, коснувшись обнаженной кирпичной «изнанки» театра драмы и комедии. От ослепляющих прожекторов хочется зажмуриться, а нависающая громада кресел вызывает ассоциации с амфитеатром, где происходят гладиаторские бои. Ну а кто-то, возможно, почувствует себя персонажем дискотеки, музыку для которой «заказывают» диджеи Баев и Зинковский. Позволю себе напомнить, что подростковая тема подвержена спекуляциям
И все же не буду выносить оценки, путь каждый самостоятельно отделяет зерна от плевел.
Ясно, почему театр отдал предпочтение этой пьесе. Это калька с жизни, но только с плохой жизни. Сам сюжет отвратителен, стержень повествования многократно приумноженное насилие. Пересказ истории мог бы заинтересовать Уголовный кодекс, но никак не нормальных граждан с ярко выраженными защитными реакциями. Возникает эффект ожога
про этот спектакль хочется сказать, что он не для повторного просмотра. Но я также верю в педагогическую силу Театра, в его внутренние ресурсы, а иначе зачем все эти поучительные истории на сцене? Чем сложнее материал, тем больше авторы стараются. Психологические коллизии требуют от режиссера особой деликатности, доброты, от актеров искренности игры на сцене.
Длится спектакль час сорок
Но и за этот короткий срок персонажи проживают жизнь, наполненную одной только драмой. Молодые актеры Татьяна Телегина, Алексей Иноземцев, Евгений Киселев, Александр Кудрин, Андрей Черкашов играют тинейджеров, а значит, в свое недавнее прошлое. Рассказывают, режиссер советовал молодой поросли
помолодеть. «Отправляйтесь на улицу, на дискотеки, заявил он, изучайте жизнь сегодняшних подростков о чем они говорят, во что одеваются, что выбирают?» Искусство всесильно, а значит, подлинному таланту покорны все возрасты.
Эдна Мазия, автор пьесы, известная в Израиле писательница, и, похоже, работает она в особом литературном измерении. Ей свойственно максимальное погружение в мир юности, в психическое состояние подростков, только все это, к сожалению, увлекает автора больше, чем творческая форма. Безысходность таков неутешительный финал и пьесы, и спектакля. Но у начитанных зрителей всегда есть дополнительные точки опоры. У истоков вполне взрослого «детского» жанра стояли замечательные писатели Джером Сэлинджер («Над пропастью во ржи»), Бел Кауфман («Вверх по лестнице, ведущей вниз»), и даже наши кудесники слова А. Гайдар, Л. Пантелеев, Р. Фраерман, А. Рыбаков привнесли немало доброго в общее наследие. Этих наставников любят, к их нестареющему творчеству часто возвращаются, потому что смутного ощущения в душе настоящая литература не оставляет. Мудрый писатель-педагог ловит заигравшихся детей над пропастью.
С Виктором Рыжаковым тюменцы встречаются не впервые. Он представил грустную новеллу «Сорок первый» (по русской классике!) на конкурсном фестивале «Золотой конек» в апреле этого года. Спектакль по-настоящему нервный, заряженный энергетикой был признан лучшим (и заслуженно!) из всего, что увидели зрители на фестивале. Главная героиня получила приз за лучшую женскую роль. Правда, в «Сорок первом» тоже использовался прием с качелями.
Обидно, что режиссер, он же лауреат Всероссийской театральной премии «Золотая маска», тиражируя прием, пошел по легкому пути. И все же тюменские актеры «заиграли» в этом я вижу немалую заслугу заезжего режиссера. На нашей сцене он выступает еще и как автор сценографии, заставляет ходить актеров буквально по лезвию ножа
Не знаю, уместно ли напомнить о нелегкой судьбе любимого любительского «ТЕАТРиКа», который так и не обрел в Тюмени своего угла, хотя реально
ловил детей над пропастью. Декорации к спектаклям «ТЕАТРиКа» фактически оказались вышвырнутыми на улицу из «Нефтяника», который был последним пристанищем. А ведь коллектив не раз демонстрировал и творческий потенциал, и единство, заслужил немало наград на всевозможных престижных конкурсах. И этот сюжет не надуман, а вырван из жизни. В «виртуальном» театре нет улиц, лабиринтов и задворок как нет адресной привязки к городу. Но ребятам и не нужны стены, а нужны талантливые идеи и защита. Слава богу, все это имеется в творческой лаборатории Татьяны Тарасовой, которая еще только учится, набирает силу в специализированном вузе. Благодаря Тарасовой и вопреки тем, кто только на словах печется о будущем нашей молодежи, коллектив единомышленников можно назвать удачливым и счастливым. Каждая новая постановка обладает и остротой, и находками, и ее трудно упрекнуть во вторичности. Ребята извлекают из театральной пыли золотые зерна, выбор темы неизменно предопределяют знания литературы и жизни. Так «вернулись» к зрителям Трумэн Капоте («Думай о ветре») и Рэй Бредбери («Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»). Действие в этих спектаклях меняется каждые десять минут, работа поражает глубиной проникновения в материал и в судьбы
Мы ставим спектакли для молодежи на реальном материале. А реальность сама по себе жестокий спектакль.
Автор: Елена МИНАКОВА