ЧЕМ ЖИВЕТ СОВРЕМЕННАЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Катерина Галямова стала победительницей конкурса молодых драматургов «Новый стиль» в номинации «Пьеса на свободную тему»
Вечерний Новосибирск (24-12-2004)

Фото с сайта синтез-театра Остров

Сегодняшние театры пребывают в поиске современных пьес и своих авторов, и каждое новое имя, появляющееся на драматургическом небосклоне, привлекает пристальное внимание и людей театра и СМИ. Екатерина Галямова — одно из таких имен. На конкурсе молодых драматургов «Новый стиль», который проходил в рамках ставшего уже традиционным фестиваля «Сиб-альтера», ее пьеса «Новый год — семейный праздник» признана лучшей. И вообще, вокруг ее пьес постоянно идут споры и дискуссии. 

Творческая биография Кати началась с конкурса непрофессиональных драматургов «Мы выбираем Новосибирск» в 2001 году, где она представила свое первое драматическое произведение, жесткую, хлесткую пьесу «День города». Через год начинающий драматург принимает участие в конкурсе Новый стиль, где разделяет первое место со своим соотечественником Георгием Селегеем. Спектакль по ее пьесе «Край света… родной» был разыгран очень необычной творческой командой. В качестве режиссера-постановщика в нем выступила Элла Давлетшина, режиссер-кинодокументалист, проявив себя в совершенно неожиданном амплуа. А исполнителем главной мужской роли стал дирижер новосибирской оперы Вячеслав Прасолов. Для дирижера все началось с аранжировки песни для спектакля. Потом возник вполне естественный вопрос, почему бы ему, интересному мужчине, самому не попробовать сыграть в спектакле. Так Катя Галямова получила профессионально сделанную песню, а город — Вячеслава Прасолова в качестве героя-любовника. Подобные фестивали тем и интересны, что дают возможность людям искусства раздвигать привычные границы и создавать самые невероятные альянсы. На том фестивале велся дневник молодых драматургов, куда записывались самые яркие впечатления о форуме. О пьесах Кати Галямовой в том дневнике читаем: «Начали с обсуждения пьес (скорее, этюдов) Кати Галямовой Край света… родной» и «День города». Особенно отметили пьесу «День города», действие которой происходит в общественном туалете. Пьеса реалистическая, осмелюсь сказать, чернушная, с самоубийством в конце. Московские писатели были в восторге, выразили желание немедленно оказаться в этом туалете и определили пьесу как романтический «светляк», чем повергли новосибирских коллег в сдержанное изумление. ..".

Последняя пьеса Катерины Галямовой «Новый год — семейный праздник», победившая на конкурсе драматургов этого года, тоже попадает под определение «романтический светляк». И встреча двух одиноких сердец тоже происходит в ней если не в общественном туалете, то в местах, не самых к тому располагающих. В канун Нового года девушка решает навестить своих бывших молодых людей и узнать, кто ее любит. Разочаровавшись в прошедших чувствах и утраченных отношениях, она идет по снежной улице и слышит голос попавшего в канализационный люк человека. Спасая незнакомца, она обретает свою любовь.

Какая, в общем-то, разница, считает Катя, где тебя настигнет чувство, главное, не забывать и не стесняться признаваться в любви людям, которые нас окружают и нам дороги…

 — Надо не забывать говорить слова любви тем, кого ты любишь. Ведь момент может уйти, а чувства — исчезнуть. Вопросы «что есть любовь?», и куда она пропадает? — вечные, и вряд ли мы сможем их решить, но в наших силах лишний раз о них напомнить. Мне бы хотелось, чтобы зрители, выходя из зала, обнимали друг друга и говорили: Я тебя люблю.

И еще, считает Катерина, очень важно оставаться в душе ребенком, верить в чудеса, верить в сказки. Сама она верит и сейчас пишет красивую детскую музыкальную историю. 

 — Постоянно хочется чего-то нового, хочется расти, реализовывать свои творческие идеи, и, может быть, даже выйти в кинематограф и снять свое кино, — говорит она.

Она очень благодарна актерам, которые оживили ее пьесу на читке на нынешнем конкурсе:

 — От того, кто и как подает, доносит до зрителя твою пьесу, тоже многое зависит. 

Интересно смотреть, как рождаются на сцене твои герои. Анализировать, критиковать себя…

В ее пьесах есть самое главное — ее персонажи живые, их характеры не бумажные, а яркие и самобытные. Что же касается ее сюжетов, то кому-то они могут показаться слишком экстравагантными. История литературы нашего города, впрочем, знает феномен Нины Садур, которая в свое время тоже не укладывалась ни в какие рамки. Разве можно было представить в те регламентированные времена, что когда-нибудь на сцене появится спектакль с первой фразой Вот стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано… А теперь за ее пьесы бьются самые престижные столичные театры… Так что сибирский воздух для драматургов полезен, и, надеемся, новосибирская драматургия еще заявит о себе. И, как знать, может, и в лице Кати Галямовой…

Несколько дней назад, кстати, у Катерины родился сын, которого назвали Ильей. Из декрета она собирается возвращаться на ТВ, где работает. А просматривая фотографии ее семейного альбома, мы узнали, что Катерина еще и увлекается конным спортом… Так что успевает она многое — и пьесы писать, и в конкурсах побеждать, и личную жизнь устраивать. Пожелаем же успеха.

Автор: Татьяна ГРИБОВСКАЯ


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru