ПАДЕНИЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ [«Скользящая Люче» Лауры-Синтии Черняускайте в Центре драматургии и режиссуры]
В московском Центре драматургии и режиссуры обратились к проблемам тела
Новые известия (18-01-2005)

Актер “Et cetera” Владимир Скворцов дебютировал в режиссуре постановкой пьесы «Скользящая Люче». Пьесу написала литовский драматург Лаура-Синтия Черняускайте.

Актер театра “Et cetera” выбрал ее для своего режиссерского дебюта. В актерскую команду попала молодежь из разных московских театров. Небольшой театральный зал Музея Высоцкого трещал от количества зрителей.

Постоянные фанаты центра стоя теснились у стен.

«Скользящая Люче» — спектакль про невыносимую легкость бытия. Тысячную вариацию вечной темы выражают вполне конкретно. Смысл существования сводят к простым и естественным потребностям человеческого организма. Казалось бы, при такой элементарной философии нет места ни ссорам, ни спорам, ни конфликтам. Но суть творения Лауры-Синтии Черняускайте в том, что желания героев редко совпадают с намерениями их партнеров. В числе действующих лиц — несколько семейных пар.

Мужья и жены давно надоели друг другу. И молодые женщины, и мужчины только и делают, что тоскуют и маются в поисках своей истинной второй половины. О мучительных физиологических проблемах готовы откровенничать не только с близкими, но и с первыми встречными на катке или в магазине. Литовский драматург, пишущая на русском языке, храбро щеголяет словечками из арсенала урологов и сексопатологов. Солидная публика вежливо подавляет зевоту. Подростки и студенты (в зале их было большинство) внимают зрелищу во все глаза.

Посмотреть действительно есть на что. Художник по свету Андрей Шепелев наполнил сцену солнечными днями, уютными сумерками и серыми ночами. В череде света и теней затерялись чувства и помыслы, маленькие радости и большие обиды. Художник Максим Обрезков одел актеров в стильные светлые одежды. Внешний облик спектакля возвышает и облагораживает многочисленные «низы» пьесы. Несмотря на провокации текста режиссер пытается высказаться не столько о теле, сколько о душе. Грустные и смешные, важные и нелепые, сильные и слабые люди в «Скользящей Люче» обаятельны и искренни.

Феликс (Владимир Панков) удивлен и растерян, как Пьеро, заблудившийся во времени и пространстве. Потому что жена Люче (Анна Капалева) больше его не любит. 

Трогательно нелепая Таня (Людмила Халилуллина), напротив, навязчиво привязана к своему могучему супругу (Дмитрий Мухамадеев). Выклянчивает его нежность, как ребенок мороженое. А тем временем Люче скользит на льду и падает, стараясь обратить на себя внимание Таниного богатыря.

Феликс напивается вдрызг и тоже падает на скользкий лед. Таинственная, богато одетая незнакомка (Ирина Богданова) скользит каблуками по отшлифованному полу. И падает в объятия случайного знакомого (то есть Феликса). Кажется, в этом спектакле не падают только продуктовые коляски из супермаркета. Они эффектно скользят колесиками по сцене. А артисты не упускают возможности забраться в их проволочные коробы и вдоволь покататься.

Ернический тон спектакля неожиданно меняет благородный и пронзительный финал.

Мать Феликса (Ольга Лапшина) и его отец (Николай Шатохин) бегут по кругу, стараясь дотянуться рукой друг до друга, не успевая, но стараясь успеть. Всю жизнь они были единственными друг для друга. Молодым героям пьесы Лауры-Синтии Черняускайте этого уже не понять.

Елена Губайдуллина


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru