ДВА БОЛЬШЕ ОДНОГО [Премьера «Последний день лета» братьев Дурненковых в МХТ им. Чехова: интервью с Вячеславом Дурненковым]
Time Out (Москва) (7-02-2005)
Как и почему вы стали писать?
Причина неизвестна. Просто повезло что была благодатная почва, был тольяттинский альманах и фестиваль («Майские чтения»), «Любимовка», затем «Новая Драма». Я начал активно писать с 2000 года, Миша с 2001. Как вы пишете вдвоем?
Вдвоем мы написали всего две пьесы «Вычитание земли» и «Культурный слой». Каждый пишет за себя. Вдвоем пишется несколько иначе, скорее всего сложней, приходится прислушиваться к мнению другого. А письмо процесс интимный, в соавторстве надо строить отношения на полном, тотальном доверии. Поэтому нелегко. Каждый должен понимать, что все во благо текста, он главный, а не свои амбиции.
Били ли вы друг друга в детстве и кто кого?
Да. Дрались постоянно. Я естественно был сильнее, но за него заступались родители, и таким образом поддерживался некоторый баланс.
Кто из вас работал на заводе?
Да никто. Миша год работал автослесарем в одной фирме, я год эспедитором на одном предприятии. В буклете напечатали и всем понравилось, мол пролетарские корни. Хотя работ сменили предостаточно: сторожили, грузили, дворничали, в офисах сидели и на стройке. Да как все.
Где вы сейчас работаете?
У меня последняя работа была зам. директора по производству в рекламном агентстве. Миша сейчас на местном ТВ передачи про машины делает.
Про что вам нравится писать?
Серьезный вопрос. Наверное про то, что вокруг нас происходит. Про жизнь. Даже если сюжет совершенно дикий, все про современную жизнь. А что мы еще можем знать? Вот сейчас все про войну пишут (60-летие Победы). А мы не можем, потому что там не были. Хотя мне очень нравится писать про 19 век, но это такой книжный 19 век, тем более я историк. Просто используешь стилистику и тащишься от звука, а реального там ничего нет.
Какой вы любите театр?
Проще сказать какой не любим. Обычный буржуазный театр. Провинциальный идиотский театр. Эстетский манерный театр. В общем «дом с колоннами» не любим. А любим когда смотришь а тебя пробирает и трясет. Но это бывает нечасто. Но бывает. Последний раз это была «Красной ниткой» Центра Казанцева.
Любите ли вы современную драматургию и кого именно?
Конечно, любим. Макса Курочкина, Наташу Ворожбит, Ваню Вырыпаева, Зензинова-Забалуева, Решетникова, Сергея Носова, Синтию-Лауру Черняускайте плюс свои тольяттинские, конечно. Я периодически перечитываю Аристофана, Стоппарда и Угарова, это любимейшее. Миша что-то японское читает. Последнее событие это безусловно «Бытие номер 2», спектакля я не видел, но от текста долго отделаться не мог.
Почему вы живете в Тольятти, а не в Москве или Петербурге, например?
Сами не знаем. Уже десять лет. Хотя на самом деле все равно где жить, главное с кем, ну и чем-то заниматься стоящим. Да и профессия удобная, пишешь и отправляешь. Никакой любви к городу Т за время пребывания в оном не выработалось. Все может измениться в сторону переезда. Хотя здесь потрясающий лес, Волга.
Чем, по-вашему, хороша Москва? и чем плоха?
Мы в Москву приезжаем по очень приятным поводам: фестивали, спектакли, друзья-коллеги. Поэтому ассоциации самые положительные. Если бы мы жили в Москве то, наверное, смогли бы ответить что в ней плохого. Но и все лучшие стороны столицы до конца тоже не знаем. Я думаю, что еще будем открывать Москву для себя.
Как с вами знакомился Олег Табаков и что он вам говорил?
А мы не знакомы. Нам позвонил режиссер спектакля и сказал о решении Табакова насчет постановки. Наверное еще поговорим.
Любите ли вы развлечения и какие?
Хм. Наверное лучше рассказать об увлечениях. Я например люблю кино, собираю материалы для книги о классиках трэша Эд Вуд, Русс Мейер, соответственно много смотрю. Ну и музыка в огромных количествах. Чтение разумеется. У Миши минус кино, но плюс компьютер, какие-то игры. Ну а главное увлечение это письмо, конечно. А лучший отдых поход в лес.
Какие с вами приключения случались последнее время?
Два дня назад проснулся и думал о ртути. Вспоминал, как одноклассник приносил ее в пенале и мы гоняли карандашом серебристые шарики, потом думал как ее утилизируют, где-то минут двадцать думал. Вечером позвонил тесть и сказал, что на заводе была авария разлилась ртуть. А последние приключения были на «Новой Драме» в Питере, там каждый час что-то происходило. В общем какая-то на первый взгляд бессобытийная жизнь.
Считаете ли вы, что русский писатель должен быть трезвенником?
История литературы показывает, что это не факт. Но если честно алкоголь достал, никакой бравады в этом нет, этого вообще стыдиться надо. Я практически не пью, брат просто мало, да и вокруг все друзья-знакомые как-то остепенились. Соответственно и творчество на подъеме и окружающие общения не чураются. Не актуально это сейчас.
Кристина Матвиенко