Исправление театром
Время МН (31-05-2002)

На фестивале современной драматургии «Новая драма» прошла читка пьесы Екатерины Ковалевой «Мой голубой друг». Читала ее Ингеборга Дапкунайте.

В рамках программы «Представление новых пьес» там каждый день читают пьесы по нескольку штук. Но особый интерес к последней был вызван двумя обстоятельствами. Первое — автор ее находится в колонии строгого режима N6 Орловской области. Второе — личность исполнительницы.

История создания пьесы такова. В Орловской женской колонии заключенные, помимо того, что с утра до вечера шьют одежду милиционерам, занимаются театром. Психотерапевтический театральный кружок ведет психолог Галина Рослова. Группа драматургов и психологов посетила эту колонию. И Кате Ковалевой, чья речь особенно поразила приехавших, дали сборник пьес «Любимовка». Прочтя одну пьесу, та поразилась: «И это пьеса? Я напишу лучше». И написала. По принципу «что вижу, то и пою». Про тюрьму и любовь.

Ей 36 лет. Она рецидивистка. Образование — детский дом и спортивный интернат. Первый раз она села за убийство сожителя (по пьяни). Второй раз — за кражу цветных металлов. Стянула средь бела дня табличку областного суда с медными буквами. Говорят, эмоционально она похожа на Гришковца. (Еще говорят, что в зоне внешне все женщины на него похожи — с короткими стрижками, походками моряков.) Героиня ее пьесы тоже сидит за убийство мужчины. «Розовая» Настя и ее «голубой» друг Вадим ведут переписку. Истории друг другу рассказывают жуткие. В выражениях не стесняются. По пьесе вполне можно изучать тюремный фольклор. Звучал он из уст Ингеборги Дапкунайте (да с прибалтийским акцентом) очень пикантно. На фоне ржавых труб и полуразвалившихся стен (таков интерьер «Театра doc.», где проходила читка) Дапкунайте вообще выглядела сказочной феей, вдруг перешедшей на ненормативную лексику… Но не попасть под ее обаяние было невозможно. И ее участие придавало проекту такое очарование, что собравшиеся тут же поспешили открыть массу достоинств в пьесе и талантов в авторе. Сама же Ингеборга была более сдержанна: «Для меня было ясно, про что пьеса. Встретились двое, поговорили через решетку, стали самыми близкими друг другу людьми. Но не хватало четкости формы. Хотя для первой пьесы это очень удачно».

…На читку Екатерина Ковалева должна была прибыть в сопровождении двух охранников, но организаторам фестиваля так и не удалось договориться с администрацией Орловской колонии. Поэтому все происходящее записывали для нее на пленку. Какие будут последствия — поставят ли пьесу, забудут, сократят ли срок ее автору, — время покажет. Точно одно: тема оказалась столь актуальной, что 2 июня на фестивале «Новая драма» пройдет спецсеминар «Гражданское общество в поисках автора». На котором автора «Моего голубого друга» все же надеются увидеть — под конвоем.

Ирина Корнеева


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru