СОВРЕМЕННАЯ ПЬЕСА В ДЕЙСТВИИ
Сегодня завершается фестиваль «Новая драма»
Независимая газета (4-06-2002)
СОВРЕМЕННАЯ ПЬЕСА В ДЕЙСТВИИ
Сегодня завершается фестиваль «Новая драма»
Григорий Заславский Фестиваль, учрежденный чеховским МХАТом, ассоциацией «Золотая маска» и центром «Документальная сцена», в пресс-релизах называется ежегодным. Но фестивалей сегодня много, премий еще больше, так что о благотворительности говорить не приходится: родился здоровым живи и доказывай право на жизнь, а если вышел первый блин комом заклюют и забудут. Есть ли у «Новой драмы» шанс на долгую и счастливую жизнь?
Это, конечно, во многом эксперимент. Афишу собирали три отборщика. Для Запада это обычная практика, у нас же за афишу, например, «Золотой маски» никто конкретно не отвечал. И когда из года в год возникал справедливый вопрос, кто же выбрал тот или иной спектакль, эксперты пожимали плечами: «Мы. ..» Список учредителей «Новой драмы» опровергает мнение, что в одну телегу впрячь не можно. Не станем углубляться, кто здесь «лань», а кто потянет на «коня», но оказалось, что МХАТ ради дела готов сотрудничать с мало кому известной «Документальной сценой» и даже позабыть обиды на «Маску», которая обошла вниманием мхатовский «# 13». Все это только добавляет уважения к Табакову, который и прежде искренне интересовался успехами молодых драматургов и теперь этого интереса не потерял.
Но если объединиться таким разным учредителям оказалось просто, то соединить в афише все направления современной драматургии занятие куда более затейливое. «Пластилин» Василия Сигарева мог войти в программу любого театрального фестиваля как спектакль-событие, ценность которого не умаляется от того, что пьеса написана год-два тому назад. Другим такая тематическая «поддержка» была просто необходима. «Шедевров нет», предупреждала возможные претензии одна из отборщиц. На первый раз такая всеядность вполне простительна, но некоторые упущения заметны.
Отборщики не смогли обойти вниманием Надежду Птушкину самого репертуарного в России драматурга («Плачу вперед» орловского Драмтеатра). А Коляду, воспитавшего и Сигарева, и Богаева (чьи пьесы были представлены на фестивале) и знаменитого самого по себе, пропустили. Почему? Ведь, например, спектакль «Современника» «Уйди-уйди» по пьесе Коляды, им же самим и поставленный, мог стать одним из лучших. Драматургия Коляды скорее хлеб, нежели подножный корм нашего театра.
Недостаток фестиваля и в отсутствие «целевой аудитории». Публика, состоявшая почти сплошь из отборщиков, членов консультационного совета и жюри, довольно равнодушно реагировала на комедию той же Птушкиной. Между тем на рядовых представлениях ее пьес зал покатывается со смеху. Драматург пишет в расчете на простодушного зрителя, но в этом случае их встреча не состоялась.
Фестиваль современной пьесы из тех событий, которые не столько фиксируют перемены, сколько торопят их. Теряя связь с современной драматургией, русский театр теряет что-то большее. Что-то из плохо формулируемой и весьма эфемерной области «смысла жизни». Зачем театр, который говорит о вечности, то есть ни о чем? Актерам для образования, но публике зачем? Одно время этот разрыв болезненно переживали драматурги, теперь забеспокоился и театр. Нельзя сказать, что ныне они снова встретились и полюбили друг друга, но взаимное волнение чувствуется. И эти забытые добрые чувства фестиваль разбередил.
Сначала в кулуарах, а потом и в залах фестиваля говорили о бытовании новой драмы и о существе самого театра, о технологии пьесы и о театре как таковом. Театральные критики вспоминали, что получили когда-то театроведческое образование и забывали, что в последнее время были востребованы только как рекламные агенты и пиар-менеджеры.
Фестиваль начался скромным спектаклем петербургского ТЮЗа «Рождество 1942 года, или Письма о Волге», сочиненным Иваном Латышевым по письмам немецких солдат из осажденного Сталинграда. Легко, в несколько касаний намеченные характеры, лица врагов, обретающие человеческое измерение… Спектакль сыграли на Малой сцене МХАТа, где год назад было поставлено похожее представление («Дневник военнопленного Воропаева»), и вместе они рождали надежду на возвращение театра смысла, театра, неравнодушного к серьезности и сложности жизни. К человеческому измерению.
Потому главные, на мой взгляд, события происходили на фестивале не в залах, где игрались спектакли конкурса, а на читках только что написанных пьес. Разговоры по существу о войне в Чечне, о преступлениях на почве страсти, о бомжах и просто о любви. «Театр. doc» называется этот проект и его маленький театр в Трехпрудном переулке. Возможно, русский театр в его высоком и широком смысле и не пойдет по этому пути. Но вряд ли проигнорирует этот опыт по возвращении к реальности.
Лауреаты фестиваля станут известны сегодня около полуночи. А завтра драматурги отправятся в Подмосковье, чтобы заняться лабораторной работой.
Григорий Заславский