ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ТРЕПЛЕВА
На московских сценах воцаряются новые формы
Известия (17-05-2002)

Фестиваль «Новая драма» начался в четверг и продлится две недели — до 4 июня. Спектакли пройдут на сценах МХАТа, Театра Моссовета, в куклачевском Театре кошек, Театре.doc, Культурном центре имени Высоцкого и филиале Театра Пушкина. Будут представлены три программы — конкурсная, международная и off. Пьесы тоже будут разными — и написанные по классическим, аристотелевским правилам, и выполненные в технике «вербатим». Словом, нас ждет вполне необычное зрелище — да и само событие вполне может оказаться знаковым. Дело в том, что новая драма была и остается явлением маргинальным — во всяком случае, по отношению к традиционному, репертуарному, имеющему солидную родословную и большую немолодую труппу театру. Такой театр сильно побаивается новой драмы — и, в общем, не без основания. Во-первых, ему неясно, как эту новую драму ставить. Во-вторых, он не уверен в том, что она вообще есть. Новая драма — это течение, цельное явление, за которым стоят какие-то общие принципы. Во времена оны даже у таких разных драматургов, как Арбузов, Розов и Зорин, кое-что общее все же было: они писали о людях и их проблемах и хоть как-то противостояли официозной советской драматургии. Репертуарный театр немолод — нечто подобное он бы понял и принял, но новой отечественной драматургии ХХI века нет дела до общественных проблем… Точнее говоря — не было: Центр социальной пьесы «Театр.doc» только ими и живет. Но наш репертуарный театр не сможет переварить тексты, вырастающие из разговоров с бомжами, геями или инвалидами чеченской войны. Он по-прежнему тяготеет к хорошо сделанной, кассовой, написанной на актеров пьесе, и с этой точки зрения новой драмы действительно нет. И все же кое-что изменилось: на театральной карте Москвы новая драма стала заметна. Нельзя говорить о театральных сезонах, не упомянув «Пластилин» и «Облом off», идущие в Культурном центре Высоцкого, а «Отчетливые полароидные снимки» англичанина Равенхилла и вовсе стали хитом сезона: спектакль Кирилла Серебренникова превратил филиал Театра имени Пушкина в модное место, куда попасть очень непросто. Нынешний фестиваль представит все направления новой драмы: в ее существовании репертуарный театр он, конечно, не убедит, а вот публику — дело другое. Сцена медленно, но изменяется, в будущем она скорее всего станет иной. Вслед за новой драмой зарождается новая режиссура, а там, глядишь, возникнет и новый театр. Вечерний звонок Как вы проведете выходные? Сергей СКРИПКА, дирижер: — Только что узнал о фестивале «Новая драма», в рамках которого будут сыграны разные спектакли на сценах московских театров. К сожалению, какие конкретно вещи и какие режиссеры, я не знаю. Но, если будет что-то интересное, сходил бы. Из культурных событий нескольких прошедших недель могу выделить закрытие абонемента Московской филармонии, в котором участвовал и наш оркестр. Очень тепло провожала публика музыкантов. Был я и на Пасхальных вечерах с Валерием Гергиевым. С первого концерта я ушел — не понравилось, а второй послушал с удовольствием. Леонид АГРАНОВИЧ, сценарист, режиссер: — Мои внуки уже смотрели мюзикл «Нотр-Дам де Пари» — и им понравилось, но сам я не уверен, что хочу на нем побывать. А вот на спектакль Владимира Машкова «№ 13», который идет во МХАТе, я сходил бы. Уж очень многие говорят, что это интересно. Надо бы сходить и на «Второстепенных людей» Киры Муратовой в Большой зал ЦДЛ. Но там плохая проекция. В Доме кино лучше. Инна МАКАРОВА, актриса: — Если бы не дела, с удовольствием посмотрела бы спектакли фестиваля «Новая драма». Я люблю русскую игру и трепетно отношусь к русской драме. Для меня важно то, что идет от автора, а не от режиссера. Конечно, я не отрицаю, что поиски чего-то нового необходимы, и все же. Сейчас часто бывает, что с легкой руки режиссера творческая энергия актеров несет агрессию в зрительный зал, а этого не должно быть. Надо изучать жизнь человеческого духа, а не навязывать фальшивые отношения. В этом смысле просто потрясающа игра Николая Караченцова в спектакле «Юнона и Авось». Надеюсь в недалеком будущем посмотреть мюзикл «Норд-Ост». А вот «Нотр-Дам де Пари» я уже видела, хотя и в другом исполнении. Это вещь замечательная. Мне нравится смотреть старые и новые спектакли Театра имени Вахтангова, люблю «Табакерку» и хочу посмотреть на Сергея Безрукова в образе Есенина и Пушкина. В четверг в Доме кино в рамках акции «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве» состоялся замечательный концерт, в котором приняли участие популярные артисты театра и кино стран СНГ и Балтии. Там были и Ивар Калныньш, и Кахи Кавсадзе, и Светлана Тома, и Мая Аймедова, и Эва Киви. От России выступала я. А не так давно побывала на родине Любови Орловой — в Звенигороде, где прошел вечер памяти, посвященный столетию со дня рождения актрисы. Владимир ВИШНЕВСКИЙ, поэт: — Мне интересны все работы Киры Муратовой, но самое любимое — «Астенический синдром». А фильм «Второстепенные люди» я посмотрел еще в прошлом году на «Кинотавре». Его стоит увидеть не только специалистам. Но для второго просмотра этой картины я еще не созрел, хотя, например, фильм «Мама, не горюй!» Максима Пежемского пересматриваю по многу раз. Недавно был на «Займемся любовью» Дениса Евстигнеева. Этот фильм, может быть, не поймет старшее поколение, но я считаю его своевременным. Слышал о четвертом фестивале «Богема Джаз», который проходит в эти выходные в Центральном доме кинематографистов. С уважением и с завистью отношусь к тем, кто понимает и любит эту музыку, но у меня не хватает времени на продвижение в этой области. Выбор «Известий» Пять основных событий пятницы — воскресенья — Знаменитый мюзикл «Нотр-Дам де Пари» впервые в России — в театре «Московская оперетта». — Фестиваль «Новая драма» — спектакли из разных городов России в разных театрах столицы. — Четвертый фестиваль «Богема Джаз» — один из лучших джазовых фестивалей. — Фильм «Второстепенные люди» Киры Муратовой в Большом зале Центрального дома литераторов. — Начало гастролей французского шоу воздушных акробатов Les Arts Sauts в Коломенском.

Алексей Филиппов


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru