Вербатим
Актуальное интервью
Время МН (23-05-2002)
С 23 мая по 4 июня в Москве проходит первый фестиваль «Новая драма» фестиваль спектаклей по современным пьесам. Добрая часть его программы посвящена новому для нас явлению «документальному театру». О современной драматургии, документальном театре и своей новой пьесе рассказывает непосредственный участник проекта, драматург МАКСИМ КУРОЧКИН.
Современных драматургов у нас боятся. Как рассказывал один режиссер: «Сидит автор в зале на репетициях и считает, что все плохое от меня, а все хорошее от него. Так я лучше Шекспира поставлю он по крайней мере ничего не скажет». Вам приходилось с подобным сталкиваться?
Где бы я мог сталкиваться с теми, кто принял принципиальное решение не сталкиваться с представителями моей профессии? Я-то как раз встречаюсь с теми, кому нужен современный текст. И должен заметить: последнее время режиссеры, связавшие свои творческие судьбы с современной драматургией, оказывались в выигрыше.
Однажды, когда обсуждалось положение молодых драматургов и их занятие инсценировками, вы высказались очень красиво: «Театр ловит в сети неокрепшего драматурга и своим предложением гасит его безумие»
Насколько лично для вас это актуально?
Когда я говорил о молодых драматургах, я имел в виду и себя. Но это не новая ситуация. Еще Бернард Шоу писал, что, как только он стал известен своими пьесами, театр стал выходить на него с предложениями о переделке романов и что он мог бы сильно поправить свое финансовое положение, занимаясь такой работой. Я этого пути тоже очень боюсь, но поскольку у меня в жизни все равно происходит все то, чего я боюсь, надо как можно быстрее через это пройти. По иронии судьбы, для меня первым опытом стала переделка «Пигмалиона» Шоу. Заказал ее Павел Каплевич, играть Элизу Дулиттл будет Анастасия Вертинская.
А что за битва предстоит в новом проекте «Песни народов Москвы»? От пьесы про бомжей, написанной вами в соавторстве с Александром Родионовым в технике документального театра «вербатим», ждут большого скандала.
Главный скандал будет заключаться в том, что его не будет. Это честно записанные истории бомжей. Текст с очень скромными задачами, где автор максимально старается уйти в тень.
В чем тогда заключались ваши функции драматурга?
В документальном театре люди ходят с диктофоном, записывают интервью, а потом монтажом создают некое драматическое пространство. Александр Родионов, Георг Жено и я отлавливали бомжей, давали им небольшие денежки, чтобы они согласились с нами побеседовать. Нужно найти интересного информационного донора и постараться задавать вопросы, на которые трудно дать односложные ответы. Работа любопытная и развивающая, но она не предполагает в финале шумного успеха. Задача дать жесткую картину, где неприятно выглядит даже сам автор. Потому что он-то пойдет дальше, не будет менять жизнь этих бомжей. Он тоже виноват перед ними.
Психология этих людей похожа?
Невозможно вывести общий алгоритм их судеб. Каждый пришел к этому по-разному. И не всегда это водка или тюрьма. Бездомные явление бесструктурное. Как только делается яркий художественный вывод, идет волна лжи. Хотелось бы без нее обойтись. Плюс еще надо учитывать, что тексты, которые выдают бомжи, это тоже своеобразная пластинка.
Вам удавалось заставить их сменить ее?
Иногда. Любопытно, насколько у многих из них сильна потребность рассказать о своем благополучии, что им есть где спать, что у них все хорошо с едой. Очень часто они пытаются обелить близких людей, родственников.
Обелить?
Им очень важно, чтобы мы не подумали плохо о тех, кто им хоть как-то помогает. Они могут на протяжении нескольких лет ночевать в коридоре перед квартирой у старого друга и не знать, как выглядит его кухня, ванная, туалет. Но они хотят, чтобы друг в этой ситуации выглядел красиво. А вывод, к которому мы приходим, ни один из нас не способен даже на такое. И человек, который так позорно помогает бомжу, на самом деле является героем.
Идея спектакля оригинальная или заимствованная?
Вербатим английская методика создания документального драматического текста. Я не слышал, чтобы драматурги брали интервью у бездомных, но в принципе некоторые наши проекты по-хорошему ученические. К нам приезжал драматург Стивен Долдри, он был худруком лондонского театра «Ройял Корт», проводил семинар по этой методике. После его семинара у многих возник интерес к документальной драме. Но это не значит, что, занявшись бомжами, я брошу все остальное. Просто это такой опыт расширения своих же возможностей
...а не крутой поворот после вашей пьесы «Кухня» от элитарного театра Олега Меньшикова к бомжам.
Если бы я сказал «никогда больше», это был бы поворот. Поверьте, если Олег Меньшиков захочет со мной еще раз поработать, я буду просто счастлив.
Ирина Корнеева