МИФЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ. Современная пьеса в Любимовке и в Бонне
Современная пьеса в Любимовке и в Бонне
Независимая газета (23-06-2000)
В ЧЕТВЕРГ, 22 июня, в Бонне открылся очередной фестиваль, раз в два года традиционно собирающий лучшие спектакли, поставленные по пьесам ныне живущих авторов. Боннер Биеннале-2000 имеет еще и другое название «Новые пьесы из Европы». За десять дней предполагается посмотреть около тридцати спектаклей из почти такого же числа европейских государств. Для того чтобы смотр не упал ниже некогда заявленной высокой планки не только в смысле представления самых лучших авторов, но и в части театрального исполнения, по всей Европе Боннер Биеннале имеет своих представителей, чаще всего это драматурги с давней доброй репутацией. Россию в этом своего рода драматургическом «совете Европы» представляет Виктор Славкин. Первый день оказался самым насыщенным. В программе одного вечера значится льежский спектакль «Руанда 1994», рассказывающий «частные истории смерти». В России такая драматургическая техника получила название «Вербатим», поскольку именно так называют работу с «живыми историями» в английском театре «Ройял Корт». Как показывает опыт, техника эта не вызвала отторжения в московской, да и не только московской драматургической среде. Пример тому маленькие спектакли из цикла «Москва открытый город», которые можно увидеть то в одном, то в другом московском клубе, и число этих пьесок становится все больше. Есть здесь уже и свои победы, и даже шедевры. На фестивале молодой драматургии в Любимовке, о чем ниже, мэтр Алексей Казанцев назвал лишь две такие несомненные удачи «Глаз» Максима Курочкина и фантазию на темы Гете, предложенную Андреем Вишневским. В афише предупреждение: «сценическую ораторию» «Руанда», которая с двумя антрактами идет около четырех часов, не рекомендуется смотреть лицам до шестнадцати.
Среди других спектаклей первого дня итальянская работа «День слов, сказанных другими» и русский спектакль «Записки русского путешественника» (см. «НГ» от 24.12.99). В фестивальном буклете написано, что пьеса показывает сегодняшнюю Москву, что герои, в игре которых немало чистой импровизации, говорят о хорошо известных каждодневных ситуациях, что один из двух друзей западник, а другой славянофил. .. Наверное, иначе трудно было бы описать то, что написано в диалогах Евгения Гришковца и что в спектакле Иосифа Райхельгауза доверено Василию Бочкареву и Владимиру Стеклову. Но как много остается за скобками!
Лауреат Антибукера Евгений Гришковец среди гостей фестиваля.
Дневник фестиваля в наших следующих репортажах из Бонна. Пока же о том фестивале, который проходит в двух шагах от нас, или, если быть еще точнее, в 30 километрах от Москвы, в бывшем имении Алексеева (Станиславского) Любимовке.
* * *
Афишу-буклет любимовского фестиваля предваряют две замечательные цитаты. «Когда же ты приедешь? В Любимовке тебе никто не будет мешать
Сейчас тут очень хорошо. Славно смотреть на зелень, и воздух такой дивный
Приезжай поскорей писать пьесу». Из письма Немировича-Данченко Чехову. Другой эпиграф: «Потом в саду появятся березка Чехова, скамейка Книппер
Когда же мы провалимся с театром, мы будем пускать за деньги осматривать наши места». Из письма Станиславского Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой.
Со времени тех писем Любимовка сильно изменилась и не похорошела. Измельчала Клязьма, покосились заборы, исчезла половина деревьев и домов. Любимовка гибнет. Это видно даже тем, кто успел побывать на прошлом фестивале, когда дела полуразвалившегося имения, в наши дни дома творчества то ли Союза театральных деятелей, то ли Международной конфедерации театральных союзов, то ли Фонда Станиславского, уже были плохи. Цел, слава богу, павильон Станиславского, построенный для парижской, кажется, выставки, а после перевезенный в родные места. Он был оснащен мало-мальской театральной машинерией и несколько лет назад открыт при участии Олега Николаевича Ефремова. Там с тех пор и проходит большинство показов.
У фестиваля в Любимовке, история которого ненамного короче боннского драматургического смотра, несколько иные цели, и потому проводится он несколько иными средствами. Публике, которая ежедневно приезжает из Москвы, и тем драматургам и актерам, которые выбрались на все десять дней в «деревню», показывают не спектакли. Цель представить пьесу. С одной стороны, так дешевле, с другой стороны такой «перевалочный пункт» для современной драматургии подсказан самой жизнью, бытованием современной российской сцены. В которой, по верному замечанию Алексея Казанцева, одного из отцов- основателей Любимовки, «будут показывать французскую бульварную пьесу, а не русскую, из жизни русских людей». Сама ситуация подвигает к тому, чтобы драматурги сами заботились о продвижении собственных сочинений. Немного наберется в Москве спектаклей, которые в выгодном свете представят лицо современной русской драматургии.
Но родство с Боннским фестивалем у Любимовки имеется: Виктор Славкин, который рекомендует новые спектакли для Боннер Биеннале, одновременно значится и среди тех, кто проводит Любимовку.
Того, кажется, не ведая, составители программы довольно жестко распределили показы по «направлениям». В первый день кемеровский театр «Ложа» представил пьесу «Угольный бассейн», которая была создана на основе собеседований с шахтерами города Березовского. Потом Евгений Гришковец познакомил собравшихся с материалами к будущей, еще не написанной даже и вчерне пьесе «Дредноуты».
Работа над «Угольным бассейном» была начата в январе этого года на семинаре «Вербатим в Кемерово», фрагменты исполнялись на семинаре «Вербатим», который лондонский театр «Ройял Корт», «Золотая маска» и Британский совет проводили в Москве в апреле.
Час, может быть, чуть дольше. Декораций, как и на большинстве других показов, почти никаких. Три актера говорят о шахтерском деле. Как строят разрез, как и куда стекает вода в шахте, как надо смотреть за крысами, которые при случае могут спасти от верной смерти, которую чувствуют раньше людей
Чуть-чуть о женщинах, и тогда дань театру из какого-то «разреза» выползает девушка в подвенечном платье и тут же снова встает на четвереньки и уползает в другую «нору».
Гришковец рассказывал о диковинных военных кораблях и о великом морском сражении между Англией и Германией в 16-м году. О красоте военного флота, о величии дредноутов, каких еще не видел свет
О том, как страшна смерть независимо от того, когда и в каком по красоте антураже она случается
Потом, на обсуждении драматург Екатерина Нарши сказала, что обе пьесы посвящают собравшихся в мужскую мифологию. Может, так. Разумеется, и это вычитывается из этих текстов. Встретившись в афише одного дня, две пьесы обнаружили немалое сходство. По сути, ведь Гришковец тоже, можно сказать, вырос из опытов в технике «Вербатим» (по-русски «дословно»), когда переносил на бумагу истории из своей жизни (наиболее очевидно в монодраме «Как я съел собаку»). Для московского уха, если так можно сказать, шахтеры и моряки нечто одинаково далекое, почти с другой планеты. И те и другие существуют где-то далеко, в ином измерении, как герои-инопланетяне. И те и другие демонстрируют победу человека над природой, когда побеждают ее, и победу природы над человеком, когда случается очередная трагедия. Конечно, поскольку шахтеры и моряки мужчины (тот случай, когда исключения не в счет), и тут и там торжествует мужская мифология. Женщины машут платочком, в какой-то момент сливаясь с линией горизонта
На следующий день показывались три пьесы: «Убей меня, любимая» Елены Исаевой, «Страдания молодых танцоров диско» Олега Шишкина и «Свободное телевидение» Родиона Белецкого. Первая о жизни актрис и актера, который по ходу репетиций спектакля о женщинах-мстительницах (Юдифи, Шарлотты Корде и Фанни Каплан) неосторожно перешагнул границы дозволенного и чуть не поплатился жизнью. Вторая о том, какой трагедией закончилась поездка брянского ансамбля диско, который так и не поехал на конкурс в Москву. Третья о том, какие невыносимые унижения приходится преодолевать труженикам некоего «Свободного телевидения». Все три, короче говоря, легко отнести к разряду «производственных пьес», когда-то модному, а ныне, воображалось, сгинувшему жанру. Хотя в известном приближении можно сказать, что жанр этот в России существовал задолго до Александра Гельмана, а родоначальником его я бы осмелился назвать Александра Сергеевича Пушкина с его «Борисом Годуновым», где разрабатывается одна из главных тем русской производственной пьесы вопрос о власти.
Сегодняшние драматурги не всегда догадываются, в каком именно жанре написана их пьеса. Худо, когда ошибка облекается в неподходящие обертки и лукавые словеса. Случай Шишкина лучшее тому доказательство. Показ его пьесы готовил Владимир Епифанцев. Мило все вышло, весело даже, но на обсуждении вдруг выяснилось, что пьеса Шишкина не просто пьеса, в которой автор иногда удачно, а иногда не дорожа вниманием и временем слушателей, эксплуатирует штампы сознания, поведения и речи. Что перед нами нечто алхимическое, где за каждым словом, того гляди, проступит золотая жила? Далее последовало обычное для всякого субкультурного продукта кликушество. Что поделать (и даже увы!), но золото, может быть, и залегающее там, но слишком уж глубоко, публике пока не открылось.
Бонн
http://www.ng.ru/culture/2000-06-23/7_miph.html
Григорий Заславский