НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ. Завтра в Москве открывается фестиваль «Документальный театр»
Независимая газета (9-12-2000)

«Самое потрясающее в документальном театре? Есть тексты, которые ты не придумаешь никогда — даже если проживешь три жизни», — возможно, подобная мысль не слишком греет самолюбие драматического писателя, зато, как выясняется, публика к так называемому документальному театру относится неравнодушно. Поскольку театр не спешит «в гости» к живым драматургам, сами драматурги решили пойти навстречу дыханию современности. Итогом их встречи и должен стать проект «Документальный театр», который пройдет в Москве с 10 по 14 декабря.

«Документальный театр» представляет ассоциация «Новая пьеса», созданная недавно Эдуардом Бояковым, Еленой Греминой, Максимом Курочкиным, Владимиром Мирзоевым, Игорем Овчинниковым, то есть драматургами, театральными менеджерами, режиссерами для активной поддержки современной драматургии в России. «Документальный театр» — один из первых проектов, который проводит «Новая пьеса», вышедшая, как можно понять из знаменитых фестивалей современной драматургии в Любимовке и проходивших потом в Москве совместных с Британским советом семинаров (посвященных проблемам современной пьесы). Такого еще не видела Москва.

Девиз фестиваля «Документальный театр» — если позволено будет назвать это девизом: все, что вы увидите, случилось на самом деле.

Каждый день с 10 по 14 декабря в Доме-музее Станиславского (Онегинский зал), в Музыкальном театре юного актера, в театре «Школа современной пьесы» (сцена «Зимний сад») будут проходить читки и спектакли по новым пьесам. Читки, открытые для публики, будут проходить днем, вечером — спектакли и показы новых пьес (присутствие публики снова приветствуется).

Документальный театр — новый жанр

Документальный театр: пьеса о событиях, произошедших на самом деле? В Россию новый взгляд на театральную документалистику принес лондонский театр «Ройял Корт». Элиз Доджсон, режиссеры Стивен Долдри и Джеймс Макдональд вели в Москве с ноября 1999-го по апрель 2000-го творческие семинары. Они рассказали молодым русским авторам о технике «вербатим» — где «неигровой», «документальной» материей театра становится живая речь людей. Ее записывают (если требуется — в экспедициях в другие города и страны) и дальше — расшифровывают, монтируют; возможно — отдают вымышленным персонажам. Но всегда сохраняют дословно, не дописывают, не авторизуют.

Благодаря семинарам «Ройял Корт» первые документальные пьесы в новом жанре появились уже в начале 2000 года (в том числе — «Угольный бассейн» кемеровского театра «Ложа»). При поддержке Института «Открытое Общество» проект «Документальный театр» стал в этом сезоне центром поддержки любых документальных проектов — межрегиональных и московских. Уже появилось восемнадцать новых документальных проектов; на фестивале будут представлены те из них, по которым уже созданы спектакли; те же, над которыми работают режиссер и актеры и которые будут показаны как «работа-в-процессе». Тем временем в Тольятти, в Екатеринбурге, в Петербурге и в Москве начинаются новые проекты «Документального театра».

Документалистика позволяет говорить сегодня со сцены о том, о чем театр по тем или иным причинам молчит, но о чем умеют говорить другие искусства. «Документальный театр» покажет не-социальную, парадоксальную вещь Василия Сенина «Очищенный» — «вербатим»-пьесу о людях, потерявших память. Но в программе есть «Заглянем в лицо» Александра Железцова — о беженцах из Чечни. «Яма» Василия Сигарева — о СПИДе, приобретшем масштабы эпидемии в небольшом городе Верхняя Салда. «Олеся» Инги Оболдиной — о девочке-актрисе из интерната для сирот с нервными заболеваниями. Для создания пьесы «Цейтнот» драматург и режиссер собирали материал в госпиталях у раненых в Чечне солдат. Для создания пьесы «Месяц мертвого солнца» англичанин Оливер Реди и драматург Мария Кузьмина кочевали на Ямале с ненецкой семьей. Для создания пьесы «Тува — страна, которой нет» Илья Фальковский побывал в Туве и встречался там с шаманами, с председательницами колхоза и с работницами тюрем. В документальных пьесах своя производственная география. Авторы побывали там, где живут и говорят их герои. Эти места реальны, они существуют сегодня и останутся завтра; они не родились с началом спектакля и не кончились с уходом со сцены людей.

Темы пьес из фестивальной афиши — выбор драматургов. Другое дело, что одни выбирали стиль и технику «вербатим», известный нам по опыту британцев, с дословным использованием реальной речи; другие предлагают свое понимание документального жанра.

И еще одна особенность программы: весь документальный материал собран российскими авторами в этом году. Большинство — осенью этого года. Некоторая часть материала — уже в декабре, в дни перед фестивалем.

Британский совет продолжает поддерживать работу «Ройял Корт» в России. Сотрудничество с современной русской драматургией, начатое Сашей Дагдейл, теперь ведут Франческа Кэнти и Татьяна Осколкова. На декабрьский фестиваль приедут руководитель международных программ «Ройял Корт» Элиз Доджсон, Саша Дагдейл, режиссер Рамин Грей. При поддержке Британского совета мастерская новой пьесы «Бабы» (Челябинск) впервые в России поставила пьесу Ребекки Причард «Дворовая девчонка».

К. С. Станиславский опять принимает в гостях молодую драматургию! В Любимовке, его загородном имении, год за годом живет Фестиваль молодой драматургии. Теперь драматурги обрели временную крышу в Доме Станиславского в Леонтьевском переулке. Гете-институт дал поддержку документальному спектаклю «Цейтнот», который ставит молодой германский режиссер Георг Жено.

Под руководством Татьяны Спасоломской студенты и выпускники- сценографы создали инсталляции по темам документальных пьес фестивальной программы, и выставка их работ будет открыта в дни фестиваля: 10 декабря — в Онегинском зале, 11—13 декабря — в «Школе современной пьесы».

Программа

Завтра, после открытия, в Онегинском зале Дома-музея Станиславского в Леонтьевском переулке, в час дня можно будет увидеть и услышать Ингу Оболдину, которая вела театральную студию в интернате для детей с нервными заболеваниями. Она рассказывает о своей бывшей ученице. В 15.00 — пьеса Александра Железцова «Заглянем в лицо»: санкт- петербургский драматург собирал материал в российских лагерях беженцев из Чечни.

Завтра вечером в Музыкальном театре юного актера выступит кемеровский театр «Ложа» со своим уже знаменитым в узких кругах спектаклем «Сначала геологи… (Угольный бассейн)». Свой опыт документального и импровизационного театра «Ложа» соединила с технологией драматургии «вербатим». «Сначала геологи…» — о шахтерах города Березовский и о том, что такое шахта. В восемь часов начнется показ пьесы Марии Кузьминой «Месяц мертвого месяца»: Кузьмина собрала документальный материал своей первой пьесы, кочуя с ненецкой семьей по тундре Ямала. Соавтор проекта — Оливер Реди (Великобритания).

В понедельник участники «переедут» в театр «Школа современной пьесы». В полдень откроет программу проект «Солдаты удачи»: эта работа Максима Курочкина и Школы-студии МХАТ курса Дмитрия Брусникина и Романа Козака описывает солдат-наемников, их работу — легальную, на сегодняшних войнах, и нелегальную, в сегодняшней московской жизни. «Неизвестные в городе» — еще одна работа совместного семинара молодых драматургов и актерского курса Школы-студии МХАТ. Это пьеса о том, как сегодня не-москвичи становятся москвичами, и что в это время происходит у них в головах и в судьбах. В час дня будет показан спектакль 4-го курса РАТИ, мастерской Петра Фоменко, «Пьеса # 27» Алексея Слаповского, бессменного участника шорт-листов Букеровского марафона. В три часа — «Пророк» Родиона Белецкого из коллективного проекта «Иваново. Другое лицо», о котором недавно подробно писалось в «НГ». «Иваново. Другое лицо» сегодня — младший из проектов «Документального театра». Пьесу о городе пишут для Ивановского драматического театра семь молодых драматургов. События, которые стали документальной основой пьесы «Пророк», прошли всего лишь полмесяца назад.

Вечером будет показан спектакль «Цейтнот»: молодой немецкий режиссер Георг Жено, молодой прозаик Екатерина Садур, молодые актеры ездили в госпитали реабилитации раненых солдат, беседовали там и с чеченцами, и с русскими, собирая документальный материал о воевавших в Чечне и об их близких. В девять вечера — «Очищенный» Василия Сенина, рассказывающего о людях, потерявших память.

Во вторник, 12-го, в «Школе современной пьесы» днем можно будет посмотреть показ Гарольда Стрелкова «Тува — страна, которой нет». После чего в час — новая пьеса Михаила Бартенева «Куба — любовь моя» из международного проекта «Истории школьного двора». Вечером — «Дворовая девчонка», спектакль Челябинской мастерской новой пьесы «Бабы», которая с большим успехом выступила в этом году в Любимовке. 27-летний английский драматург Ребекка Причард год работала в женской тюрьме, чтобы написать эту пьесу.

В среду там же в 19.00 будет показана документальная пьеса Василия Сигарева «Яма». И автору, и режиссеру — по 24 года. Это уральский драматург Василий Сигарев, получивший приз «Открытие Любимовки» и московский режиссер Екатерина Шагалова, автор театрально-клубного проекта «Правда о городе М». В девять вечера — «Погружение» Екатерины Нарши: в дни трагедии АПЛ «Курск» в Баренцевом море группа Екатерины Нарши ездила в Мурманск.

В ходе фестиваля пройдут диспуты: «Новый сюжет в новой реальности», «Слово и дело в современной пьесе», дискуссии по проблемам документального театра и обсуждения показанных работ. Руководитель международных программ лондонского театра «Ройял Корт» Элиз Доджсон выступит с сообщениями:"Театр «Ройял Корт» и «Документальный театр в Англии».

http://www.ng.ru/culture/2000-12-09/7_festival.html


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru