|
|
ДРАМЫ ВРЕМЕН ПЕРЕМЕН
На спектакле петербургского «Московского хора» зал кричал «Браво!» и «Спасибо!»
Газета «Век», Москва (21-06-2002)
Живое, нужное дело всегда отличишь от выморочного, искусственного и лишнего. Фестиваль Новой драмы в Москве, организованный в кратчайшие сроки волей учредителей Художественного театра им. А. П. Чехова, ассоциации «Золотая Маска», Министерства культуры России и др., при малом количестве денег из числа таких живых и необходимых театру дел. Говорят, что фестиваль был организован всего лишь за полтора месяца. Международный, ежегодный, с обширной конкурсной программой и программой Off, показом экспериментальных спектаклей, читкой новых пьес, фестиваль, наверное, имел недостатки и недоделки. О них говорили участники. Нам, людям в зале, этого не было видно. Но факт, что фестиваль родился, состоялся, должен продлиться, существовать, не вызывает сомнения даже у самых заядлых скептиков. Что-то в поспешном отборе было лишнее. (Ну какая новая драма «Серебряный век» Михаила Рощина? Или «Плачу вперед» Надежды Птушкиной, которая со своей количественно-необъятной, репертуарно-массовой продукцией в «новаторы» не годится?) Между тем панорама открылась. Не только в обилии малоизвестных, совсем неизвестных авторов, но также и режиссеров. За теми и другими в буквальном смысле слова охотятся большие театры-стационары, стареющие и молодые худруки. Теперь вот увидели вместе, рядом, в сравнении и сопоставлении новых драматургов Василия Сигарева, Ивана Латышева, Михаила Угарова, Елену Исаеву, Олега Шишкина, Екатерину Садур, не говоря уже о самом «звездном» из всех Евгении Гришковце. Увидели «заграничных» эстонца Урмаса Леннука и литовца Мариуса Ивашкявичюса, немца Лутца Хюбнера, сербку Биляну Сбрлянович, конечно же - Марка Равенхилла, пик популярности которого в Европе миновал, но который по природной нашей привычке, неискоренимой провинциальности сотворять себе «кумиров» (хотя бы и с многолетним опозданием) является для наших «новых» театральных литераторов лицом первостепенной важности. Увидели новую сегодняшнюю генерацию режиссуры. Разумеется, Клима (на этот раз автора), у которого герои или молчали, невидимые в темноте, или говорили с космической скоростью «недержания собственной сущности» и малопонятно о «главном» и вечном («Активная сторона бесконечности»). И Борис Юхананов был представлен, тот самый, о котором какой уж год ломаем мы голову: дурачит он нас, шарлатанствуя, или вправду непонятый гений? Были получившие признание, востребованные Кирилл Серебрянников, после мрачного, пророческого спектакля «Пластилин» приглашенный сразу в несколько московских театров; режиссер Ольга Субботина, прошедшая отличную школу у Штайна с Доннелланом. Было много других. Мне лично пришелся по душе спектакль «Рождество 1942, или Письма о Волге» Петербургского ТЮЗа им. А. Брянцева в скромной режиссуре Ивана Латышева, являющегося также и «автором идеи» озвучить письма немецких офицеров и солдат из окруженного Сталинграда, дать нам пронзительное и не бесполезное сегодня ощущение врагов как людей, чем-то на нас похожих, чем-то отличных. Очень понравился «Малыш» Мариуса Ивашкявичюса, также выступившего одновременно в двух лицах драматурга и постановщика. Условный спектакль невероятной актерской свободы и подвижности, общения четырех героев друг с другом, с небесами и вечностью, с нами через письма и расстояния, из послевоенной советской Литвы в советскую Сибирь. Спектакль, говорящий о понятном, горестном и человечном, о трагическом приживлении-неприживлении людей на чужой земле, о беспощадном Молохе истории, политики, который крушит судьбы
Вспоминая эти и другие лучшие спектакли фестиваля, более всего хотелось бы воскликнуть: «Эврика! Мы богаты! Новая драма и новая режиссура у нас есть!» Не восклицается. Слишком много вопросов. Отчего так скучно в зрительном зале? Внимают уважительно, в особенности молодые. Но чувствуется немалый труд восприятия, усилие людей над собой. Группа немецких гостей поднялась на спектакле Клима и, шепча под нос: «Майн Готт!», зал покинула. Привыкаем ли? Привыкнем ли?.. И станет ли новая драматургия реальной, существенной, важной составной нашего театра? Или пройдет стороной, останется принадлежностью времени смуты?.. В теориях и декларациях в зрителе как бы и не нуждающаяся, установит ли она контакт с ними или будет сферой для немногих эстетов и «знатоков»? Обнадеживающим и радостным стал финал фестиваля, высшая его кульминация. Знаменитый театр Льва Додина петербургский Малый драматический, Театр Европы, привез «Московский хор» Людмилы Петрушевской, не сегодня написанную, но по сути, смыслу, языку новую пьесу. Поставил ее молодой ученик Додина Игорь Коняев. Но рука Мастера чувствуется. В том, как прорежена, освобождена от отвлекающих и засоряющих мелочей пьеса, как цельно выстроен, организован спектакль. В конце 70-х он шел в Художественном театре. Бытовой, семейный, тонул в подробностях тесного коммунального существования. Запомнился замечательным исполнением главной роли старухи Лики из разоренной лагерями и репрессиями огромной семьи. Лику недолго играла Ангелина Степанова, потом Ия Саввина. Спектакль Малого драматического ни в коем случае не бытовой спектакль. Волнующий, ранящий душу трактат обо всех нас. О нашей недавней истории. Не только о наших страданиях, но и о немалых грехах. Пожалуй, впервые так откровенно сказано, что лагеря и ссылки были дьявольским возмездием для тех, кто был соучастником и утвердителем нового порядка жизни в России, кто революцию вершил, кто ее бездумно проворонил, «заболтал», с восторгом или из трусости принял, алчно или по глупости ей служил. Двухэтажная, вертикальная конструкция Алексея Порай-Кошица, составленная из старых вещей, вместила в себя человеческий муравейник, неостановимое людское копошение. Понятие «хор» московский ли, ленинградский, российский приобретало тотальный смысл. Актеры от мала до велика играли замечательно. В особенности главная, первая из всех народная артистка России Татьяна Щуко Лика. И это было повествование о нас. Вопль стоял в зале до слез, до криков, не только привычного театрального «Браво!», но человеческого «Спасибо». Мы не думали, почему и зачем это сделано «так». Душой и сердцем мы ощущали, зачем нужен театр. И верно сказал один из учредителей фестиваля. Эдуард Бояков еще в преддверии этого поистине замечательного спектакля: он, видимо, послужит «мостом между новой пьесой и классикой современной драматургии». Фото: Сцена из спектакля «Пластилин»
Александр Строганов
Вернуться к прессе
|
|