ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ. Театр «Ложа» чемпион внеконкурсных показов «Новой драмы»
Ведомости (6-06-2002)
Фокус кемеровской «Ложи» в том, что ее участники придумали театр не только как сообщество играющих людей, но и как метод: театр без фиксированного на бумаге текста, театр обыденной речи, но без бытовых подробностей, простодушный в лучшем понимании этого слова. Суть «метода», впрочем, известна московской публике довольно хорошо, поскольку не однажды была сформулирована одним из основателей «Ложи» Евгением Гришковцом применительно к собственным моноспектаклям: сейчас я уйду со сцены, а через минуту вернусь, но это буду уже не я, а персонаж, хотя история все равно моя. Но все, что говорится со сцены, могли бы сказать и вы: выходя со спектакля, зритель ловит себя на том, что любая его фраза как будто бы оттуда. С другой стороны, любой сюжет можно пересказать своими словами: например, в спектакле «Осада» актеры «Ложи» пересказывали греческие мифы.
«Метод» возник вроде бы сам собой Гришковец попросил Константина Галдаева (нынешнего руководителя «Ложи») сочинить монолог летчика. От «метода», в сущности, полшага до того документального театра, который придумали в лондонском Royal Court: подойти к реальному летчику с диктофоном и получить прямую речь в чистом виде. Гришковцу, назвавшему себя новым сентименталистом, диктофон был не нужен: он рассказывал в основном о себе, и в его переживаниях зритель радостно узнавал свои. «Ложа» работает сходным образом, но немного иначе не столько с чувствами, сколько с ситуациями. Вот встретились два бывших одноклассника: «Привет, как дела? » «Да нормально». Наших не встречал?" и т. д. типичная картинка «из жизни», у всех такие разговоры бывают. Но так, объясняют нам дальше, скучно и неправильно, поэтому надо непременно разобраться, в чем дело (и по возможности исправить), а это и есть самое смешное и увлекательное. Получается, например, что выяснение отношений между тремя рабочими (актеры выходят на сцену в комбинезонах и масках сварщиков) может звучать как абсурдистский текст с чудесно запутанными пространственными и причинно- следственными связями ( «Все знают, что я бываю в двух местах: либо там, либо там». «Но ты же был на холме! »), так что во всем этом не в состоянии разобраться даже Супермен, решивший наконец проблемы с соседней автобазой, где все время надо было кого-то спасать, из-за чего Супермен никак не мог сделать что-либо настоящее, большое и светлое.
Это я пересказываю спектакль с дивным названием «Планета неведомых сил добра», который как раз отлично иллюстрирует, в каких отношениях существуют в театре «Ложа» фантазия и реальность. Супермена там играет актер, в обычной жизни работающий в организации, которая занимается банкротством предприятий, и вся история про автобазу с такими колоритными персонажами, как шофер Носач, не способный отъехать за ворота дальше чем на километр, или работница цеха вулканизации Аграфена Огурец основана на реальных документах по банкротству нерентабельного автопредприятия. Документальная драма в том виде, в каком ее придумали в Англии, исходит из небесспорного соображения, что настоящая жизнь интереснее и важнее придуманной; «Ложа» играет не столько с реальностью, сколько с нашим (и своим) перед ней удивлением, которого вполне достаточно, чтобы превратить жизнь в театр. По-моему, «метод», изобретенный в «Ложе», это в частном виде метод всего актуального искусства (от которого традиционный театр бесконечно далек), а удивление самый искренний из художественных жестов, возможных в театре сегодня.
Второй спектакль, показанный на фестивале «Новая драма», «Ложа» сделала с диктофоном. Текст «Угольного бассейна» записан по рассказам кемеровских шахтеров: там есть про то, как устроена шахта, почему нельзя убивать крыс и как один шахтер хотел жениться. Говорят, после одного из спектаклей к актерам подошел представитель крупной металлургической компании и спросил, нельзя ли сделать что-то подобное про его отрасль. Насколько мне известно, мало какой из театров может похвастаться сегодня таким серьезным соцзаказом. Так что в перспективе кемеровская «Ложа» куда рентабельней любой автобазы.
ФЕСТИВАЛЬ.
Фестиваль «Новая драма», учрежденный МХАТом им. А. П. Чехова, ассоциацией «Золотая маска» и центром «Документальная сцена» при поддержке Министерства культуры РФ, проходил в Москве с 23 мая по 4 июня 2002 г. За 10 дней было показано более 30 спектаклей, афиша фестиваля состояла из трех разделов: конкурсной программы, международной и off-программы. По итогам фестиваля жюри под председательством Анатолия Смелянского вручило премии в трех номинациях. Лучшим спектаклем по современной пьесе (главная номинация «Новая драма») справедливейшим образом признан «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева, поставленный Кириллом Серебренниковым в московском Центре драматургии и режиссуры. Автором лучшей пьесы (номинация «Новое слово») стал Михаил Угаров (пьеса «Облом-off»). В номинации «Новое дело» отмечены режиссер Алексей Янковский ( «Активная сторона бесконечности» по пьесе Клима, театр «Особняк», Санкт-Петербург), актеры Инга Оболдина (лучшая женская роль «Начиталась Чехова», театр «АпАРТе», Москва) и Александр Лыков (лучшая мужская роль «Активная сторона бесконечности»).
HYPERLINK http://www.vedomosti.ru/stories/2002/06/063803.html http://www.vedomosti.ru/stories/2002/06/063803.html
Олег Зинцов