ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ. Театр «Ложа» — чемпион внеконкурсных показов «Новой драмы»
Ведомости (6-06-2002)

Фокус кемеровской «Ложи» в том, что ее участники придумали театр не только как сообщество играющих людей, но и как метод: театр без фиксированного на бумаге текста, театр обыденной речи, но без бытовых подробностей, простодушный в лучшем понимании этого слова.

Суть «метода», впрочем, известна московской публике довольно хорошо, поскольку не однажды была сформулирована одним из основателей «Ложи» Евгением Гришковцом применительно к собственным моноспектаклям: сейчас я уйду со сцены, а через минуту вернусь, но это буду уже не я, а персонаж, хотя история все равно моя. Но все, что говорится со сцены, могли бы сказать и вы: выходя со спектакля, зритель ловит себя на том, что любая его фраза как будто бы оттуда. С другой стороны, любой сюжет можно пересказать своими словами: например, в спектакле «Осада» актеры «Ложи» пересказывали греческие мифы.

«Метод» возник вроде бы сам собой — Гришковец попросил Константина Галдаева (нынешнего руководителя «Ложи») сочинить монолог летчика. От «метода», в сущности, полшага до того документального театра, который придумали в лондонском Royal Court: подойти к реальному летчику с диктофоном и получить прямую речь в чистом виде. Гришковцу, назвавшему себя новым сентименталистом, диктофон был не нужен: он рассказывал в основном о себе, и в его переживаниях зритель радостно узнавал свои. «Ложа» работает сходным образом, но немного иначе — не столько с чувствами, сколько с ситуациями. Вот встретились два бывших одноклассника: «Привет, как дела? » — «Да нормально». — Наших не встречал?" и т. д. — типичная картинка «из жизни», у всех такие разговоры бывают. Но так, объясняют нам дальше, скучно и неправильно, поэтому надо непременно разобраться, в чем дело (и по возможности исправить), а это и есть самое смешное и увлекательное. Получается, например, что выяснение отношений между тремя рабочими (актеры выходят на сцену в комбинезонах и масках сварщиков) может звучать как абсурдистский текст с чудесно запутанными пространственными и причинно- следственными связями ( «Все знают, что я бываю в двух местах: либо там, либо там». — «Но ты же был на холме! »), так что во всем этом не в состоянии разобраться даже Супермен, решивший наконец проблемы с соседней автобазой, где все время надо было кого-то спасать, из-за чего Супермен никак не мог сделать что-либо настоящее, большое и светлое.

Это я пересказываю спектакль с дивным названием «Планета неведомых сил добра», который как раз отлично иллюстрирует, в каких отношениях существуют в театре «Ложа» фантазия и реальность. Супермена там играет актер, в обычной жизни работающий в организации, которая занимается банкротством предприятий, и вся история про автобазу — с такими колоритными персонажами, как шофер Носач, не способный отъехать за ворота дальше чем на километр, или работница цеха вулканизации Аграфена Огурец — основана на реальных документах по банкротству нерентабельного автопредприятия. Документальная драма в том виде, в каком ее придумали в Англии, исходит из небесспорного соображения, что настоящая жизнь интереснее и важнее придуманной; «Ложа» играет не столько с реальностью, сколько с нашим (и своим) перед ней удивлением, которого вполне достаточно, чтобы превратить жизнь в театр. По-моему, «метод», изобретенный в «Ложе», — это в частном виде метод всего актуального искусства (от которого традиционный театр бесконечно далек), а удивление — самый искренний из художественных жестов, возможных в театре сегодня.

Второй спектакль, показанный на фестивале «Новая драма», «Ложа» сделала с диктофоном. Текст «Угольного бассейна» записан по рассказам кемеровских шахтеров: там есть про то, как устроена шахта, почему нельзя убивать крыс и как один шахтер хотел жениться. Говорят, после одного из спектаклей к актерам подошел представитель крупной металлургической компании и спросил, нельзя ли сделать что-то подобное про его отрасль. Насколько мне известно, мало какой из театров может похвастаться сегодня таким серьезным соцзаказом. Так что в перспективе кемеровская «Ложа» куда рентабельней любой автобазы.

ФЕСТИВАЛЬ. 

Фестиваль «Новая драма», учрежденный МХАТом им. А. П. Чехова, ассоциацией «Золотая маска» и центром «Документальная сцена» при поддержке Министерства культуры РФ, проходил в Москве с 23 мая по 4 июня 2002 г. За 10 дней было показано более 30 спектаклей, афиша фестиваля состояла из трех разделов: конкурсной программы, международной и off-программы. По итогам фестиваля жюри под председательством Анатолия Смелянского вручило премии в трех номинациях. Лучшим спектаклем по современной пьесе (главная номинация — «Новая драма») справедливейшим образом признан «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева, поставленный Кириллом Серебренниковым в московском Центре драматургии и режиссуры. Автором лучшей пьесы (номинация «Новое слово») стал Михаил Угаров (пьеса «Облом-off»). В номинации «Новое дело» отмечены режиссер Алексей Янковский ( «Активная сторона бесконечности» по пьесе Клима, театр «Особняк», Санкт-Петербург), актеры Инга Оболдина (лучшая женская роль — «Начиталась Чехова», театр «АпАРТе», Москва) и Александр Лыков (лучшая мужская роль — «Активная сторона бесконечности»).

HYPERLINK http://www.vedomosti.ru/stories/2002/06/06—38—03.html http://www.vedomosti.ru/stories/2002/06/06—38—03.html

Олег Зинцов


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru