НОВЫЕ ПЬЕСЫ О СТАРОМ И ГЛАВНОМ [Еще о фестивале "Новая драма"]
Аргументы и факты (13-06-2002)

ДЕСЯТЬ дней в Москве, в конце театрального сезона, сценическая жизнь бурлила с силой необычайной. Повод-первый фестиваль современной пьесы «НОВАЯ ДРАМА», организованный с помощью МХАТа им. Чехова, «Золотой маски» и центра «Документальная сцена». Три показа — конкурсный, международный и оff-программа. Из 120 спектаклей были отобраны три десятка (13 — для конкурса). Это к сведению тех, кто скептически полагает, что современной драматургии у нас нет.
НОВИЗНА пьес и спектаклей не пугала публику: залы были переполнены. Россия (Петербург, Москва, Кемерово, Красноярск, Орел, Екатеринбург и др.), Литва, Эстония, Югославия, Германия, Польша явили нам обличье новой драмы и в спектаклях, и в читках пьес, и в проекте «Документальный театр», выросшем из семинара 2002 г., проведенного в Москве лондонским театром «Ройял Корт» и Британским советом. Спектакли в этом проекте создаются на основе записей реальных текстов, диалогов реальных людей определенного социального слоя — это шахтеры в «Угольном бассейне» из Кемерово, женщины-зэчки в «Преступлениях страсти», солдаты, их матери, женщины-военнослужащие в «Солдатских письмах» из Челябинска.
Антураж и публика фестиваля были, сами понимаете, эксцентричны — подвал-коммуналка ресторана «Улица О. Г. И.» (место дискуссий), длинноволосые или, напротив, бритые наголо юноши (да и девушки). Много студентов. Подобный фестиваль по определению —поисковый, экспериментальный, ознакомительно-познавательный, и он однозначно не может стать парадом шедевров. Их и не было. За исключением внеконкурсного «Московского хора» знаменитого питерского Малого драматического театра — Театра Европы Льва Додина — спектакль мощный, эмоциональный, трагедийный, абсолютно адекватный сильной драматургической основе. Это к вопросу о том, что новое — это действительно хорошо забытое старое: пьесе Петрушевской десять лет, и москвичи помнят ефремовскую ее постановку во МХАТе. Показанный к финалу фестиваля, спектакль этот вскинул планку так высоко, что все увиденное прежде, пусть и любопытное, и порой явно талантливое, показалось вдруг менее значительным, хотя и любопытным, и талантливым.
Фестивалю удалось главное — стать интересным. Даже то, что раздражало, все равно нужно видеть и знать. Как ту же пьесу «Преступления страсти», написанную в женской колонии строгого режима, где реальные трагические женские судьбы обернулись часовым приблатненно-матерным и актерски неубедительным трепом двух баб. Один великий режиссер называл подобный сценический реализм так: «дразнить жизнь». Разрушение классического сюжета, текста как основы драматургии, передразнивание жизни, искусство, которое прикидывается реальностью, — путь для новой драмы достаточно сомнительный, но ведь это лишь один из путей.
Да, в общем и целом нам показали странный театр. Политической, публицистической пьесы нет вообще. Почти нет комедий, если не считать «Дня радио» театра"Квартет «И», но это скорее шоу, где стержень — популярная группа «Несчастный случай» с харизматическим Алексеем Кортневым. Несмотря на название одной из пьес — «Сто пудов любви», любви-то как раз явный дефицит. Хоть и, по подсчетам одного критика, в 120 пьесах, присланных для отбора на фестиваль, чаще всего как раз встречаются предметы и объекты возвышенно-романтические — скрипки, саксофоны, ангелы (их аж 32), лидирует, естественно, луна, а всего в них — целых 27 признаний в любви! Правда, при этом не менее часто упоминаются призраки, трупы (их даже больше, чем ангелов, — 56), лесбиянки, незабвенные Билл с Моникой и даже один каннибал.
За неимением новых сюжетов (или неумением их придумывать?) используются старые —«Анна Каренина-2», продолжение толстовского романа в постановке Владимира Епифанцева с Таллинским русским театром, хоть и не награждена, но явно стала событием, равно как и «Обломоff»"Михаила Угарова, парафраз романа гончаровского, признанный лучшей пьесой фестиваля. Женскую роль Инги Оболдиной отметили в спектакле, тоже перекликающемся с классикой, — «Начиталась Чехова» А. Пояркова и Р. Хруща. Но гвоздем фестиваля признан нашумевший в Москве «Пластилин» В. Сигарева в постановке Кирилла Серебренникова (см. фото) — спектакль жесткий, сумрачный, безысходный, но несомненно талантливый, пронзительно и больно говорящий все о том же - о любви и о невозможности существовать в ее отсутствии, разве что выбрав смерть, как ее мальчик-герой

Марина Мурзина


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru