|
|
ЖИВЫЕ ГОЛОСА «НОВОЙ ДРАМЫ»
Накануне события
Нижегородские новости (7-06-2002)
Фестиваль современной пьесы «Новая драма», как уже сообщалось, побывает в нашем городе 20 28 июня. Сегодня мы расскажем о нескольких фестивальных спектаклях, которые предстоит увидеть нижегородцам. «Рождество 1942, или Письма о Волге» (Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А. Брянцева) Материал для своей постановки начинающий режиссер Иван Латышев выбрал более чем сложный. Одиннадцать лет назад в «Звезде» были опубликованы письма немецких солдат, воевавших под Сталинградом зимой 1942-го. С тех пор как Латышев прочел их, стремление дать неизвестным солдатам живой голос и лицо его не оставляло. Были планы поставить этот материал на радио, ТВ, но сцена влекла больше. «Рождество» это не просто спектакль, это миссия, высказывание, акция, действо. Находясь в окружении, воины Шестой армии Паулюса писали домой последние письма. Кто-то честно признавался родным, друзьям, любимым, что больше они не встретят вместе ни одного Рождества. Да и не будет для них Рождества. Никогда. Это последнее. Кто-то пытался обнадежить не столько близких, сколько себя
Письма эти были доставлены в тыл, но так и не дошли до адресатов, а стали материалом исследования. Из них германскому командованию стало ясно, что войну одобряют 2,1 процента немцев, а более шестидесяти против нее. На основе писем была издана книга, которую впоследствии запретили как вредную для немецкого народа. Сегодня уже никто не знает, что это были за люди. Ни имен, ни адресов крики из прошлого, стон памяти. Их 27 судеб, криков, надежд. Если не замечать немецкие имена, названия городов, мелькающие в письмах, то нет абсолютно никакой разницы между письмами русских, немцев, англичан
О войне, страшной для всех, в «Рождестве» говорят режиссер и шесть актеров, спокойно глядящих в зрительный зал. У названия есть подзаголовок «Русские импровизации на немецкую тему», и выполнен спектакль в жанре репетиции последнего рождественского концерта. Строгий стиль, сценография, костюмы, свет, музыка все предельно лаконично, выдержанно, как черно-белая фотография. Черные футляры инструментов похожи на гробы, а актеры на свои инструменты. Они еще живы, но смерть стоит на пороге, по ту сторону линии фронта. И они плачут о русских солдатах, ими же убитых, как о своих братьях. Но зрители не увидят слез. «Рождество 1942, или Песня о Волге» необычайно выдержанная постановка. На сцене мужественные люди, не опустившиеся до сантиментов в последние минуты. «Русские импровизации» исходят из хорошо знакомой всем русским притчи: когда людям нечего терять они смеются. За «инсценированными» письмами встает вся немецкая армия и вся Германия, родина не только Гитлера, но и Канта, Гете, Бетховена. Германия. .. и весь мир. Финал спектакля поразителен и парадоксален. Советский марш сопровождает немецких солдат, твердым шагом направляющихся к черте. И уже за чертой они освещены так, что видны только черепа, а не лица. Черепа людей, что остались безымянными лежать на сталинградской земле. И голос Марлен Дитрих провожает их в этот далекий путь. «Угольный бассейн» и «Планета неведомых сил добра» (Кемеровский театр «Ложа») Кемеровский театр «Ложа» бывает в Москве нечасто, однако репутацию культового успел завоевать давно. Для поклонников Евгения Гришковца этот театр юность гения, овеянная легендами пора экспериментов
Однако «Ложа» без Гришковца не музейная реликвия, а живой коллектив, полный оригинальных идей. Театр «Ложа» сегодня это актеры Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Александр Белкин и режиссер Константин Галдаев. Именно в этом составе «Ложа» недавно ездила на гастроли в Лондон, в театр «Ройял Корт», где, судя по рецензиям, спектакль «Угольный бассейн» был принят вполне благосклонно. «Угольный бассейн» первый в России спектакль, сделанный в технике verbatim: смысл ее техники в использовании на сцене слов реальных людей без редактирования. В основе «Бассейна» интервью, которые актеры театра взяли у своих родственников и знакомых кемеровских шахтеров. В случае с «Ложей» техника verbatim наложилась на практикуемый в театре еще с начала 90-х метод коллективной импровизации, когда текст спектакля рождается самими актерами в процессе репетиций, а записывается гораздо позже, после многих представлений. То же можно сказать, кстати, и про «документальную драматургию»: спектакль здесь тоже всегда предшествует написанной пьесе. «Угольный бассейн» смешной и пронзительный спектакль о шахтерской, а по существу о нашей жизни. Три шахтера в черных костюмах, белых рубашках и касках с фонариками рассказывают о своей работе, родственниках, друзьях, детстве. Минималистская строгость сценографии черная сцена, черный задник и огромный черный куб, застывший над головами шахтеров немым напоминанием об опасностях профессии рифмуется со статичной мизансценой: шахтеры сидят и рассказывают свои истории, лишь в одном эпизоде вдруг решая «поработать». С трогательным упорством они ставят коротенькие доски шалашиком, те каждый раз падают, шахтеры не спеша вновь пытаются поймать равновесие. .. Такие выдержанные в «наивной» эстетике сценические метафоры невольно напоминают Гришковца с его корабликами, но в данном случае речь идет, конечно же, не о подражании, а об общности корней. Заканчивается этот короткий спектакль монологом одного из героев о шахте будущего, весь коллектив которой состоит из директора, бригадира и одного рабочего, чья задача включать роботов по команде начальства. «Перспективы прекрасные», вздыхает персонаж Евгения Сытого, рисуя картину «счастливого будущего», заполненного автоматами, в котором не оказывается места для тысяч таких же, как он, шахтеров
Тема «счастливого будущего» связывает «Угольный бассейн» с «Планетой неведомых сил добра», премьерным спектаклем «Ложи», не имеющим отношения к «документальному театру», но также поставленным методом коллективной импровизации. Жанр «Планеты» можно определить как «ироническая утопия», в которой переплелись российские «проклятые вопросы», американская масскультура и извечная мечта о всеобщем счастье. Населена планета похожими на нас, но странно одетыми (костюмы то ли пилотов космических кораблей, то ли работников АЭС дополняют маски сварщиков) людьми, верховодит которыми уморительный Супермен в синем трико и красном плаще, словно только что сошедший со страниц одноименного комикса. Его попытки рационально и «по-доброму» разрешить конфликты между людьми порой напоминают пародию на психотерапевтический сеанс, а монолог о нелегких трудовых буднях спасителя человечества на отдельно взятой автобазе не уступит лучшим рассказам Пелевина. Эпизоды спектакля, наполненные блестящими абсурдистскими диалогами, слабо связаны между собой, а открытый финал видимо, отрицательный ответ на вопрос о возможности рационального устройства всеобщего счастья. Фестиваль «Новая драма» в Нижнем Новгороде организован администрацией города при поддержке Волго-Вятского Банка Сбербанка России. Подпись к снимку: Сцена из спектакля «Угольный бассейн». Подготовала Ольна ГОРНОВА.
Вернуться к прессе
|
|