|
|
СЕКРЕТ СОВЕТСКОЙ ПОЛИФОНИИ [Еще о фестивале «Новая драма». «Московский хор» Людмилы Петрушевской в Малом Драматическом Театре]
Фестиваль «Новая драма» закрылся «Московским хором»
Время новостей (6-06-2002)
Режиссура Льва Додина (а именно он значится в программке художественным руководителем этой постановки; режиссер Игорь Коняев) квинтэссенция и одновременно акме русско-советского театрального стиля. Именно русско-советского. Ибо все фирменные достоинства отечественной театральной школы: тонкий и глубокий психологизм, умение воссоздать течение жизни во всех ее подробностях и т.д. Додин с удивительным упорством использует для исследования феномена «социализма» в разных его преломлениях и модификациях от некрофильского большевизма («Чевенгур») и колхозного крепостничества («Дом» и «Братья и сестры» по Федору Абрамову) до бесовских размышлений интеллигенции (инсценировка соответствующего романа Достоевского) и жизненного уклада гомо советикусов эпохи застоя («Клаустрофобия»). Теперь вот появился «Московский хор». Людмила Петрушевская тоже большой спец, но не по «социализму», а скорее по «совку» (разницу объяснять не буду: каждый, кто жил в этой стране, способен ее уловить). Зощенко сделал фактом литературы речь обывателя первых послереволюционных десятилетий. Петрушевская последних предперестроечных. Советский новояз стал одним из главных героев ее пьес, прочие герои которых оказались в равной мере его творцами и рабами. Так же как были они творцами и рабами невыносимой удушливой реальности, в которой экзистенциальная составляющая (смерть, тюрьма, лагерь) уже вроде бы исчезла и осталась общая липкая мерзость жизни, искалеченные души и опрокинутая вверх дном система ценностей. «Московский хор» лучшая, на мой взгляд, пьеса Петрушевской. Удивительная драматургическая полифония. Берущее за душу многоголосие времен оттепели (действие происходит сразу после XX съезда). Конгломерат советских типов, характеров, судеб. Коммунальный террариум, в котором у каждого своя правда. Измена мужа, внебрачный ребенок дочери, сложные отношения невестки и свекрови
В стандартный набор житейской неустроенности вторгается еще одна стихия возвращение репрессированных родственников, поруганных, преданных, сохранивших комсомольский задор и коммунистический ригоризм, руководствующихся извращенной логикой и невытравляемым опытом прежней жизни и стряпающих в конечном итоге донос на тех, кто их приютил. Помещенное в финал пьесы письмо Хрущеву, сочиненное жалкими и страшноватыми жертвами репрессий, апофеоз советского новояза и той удивительной жизни, где жертва в одночасье становится палачом. В спектакле изумительно решено сценическое пространство (художник Алексей Порай-Кошица). Многоярусное сооружение из кроватей, шкафов, столов и прочей мебели, по которой герои все время карабкаются вверх и спускаются вниз. Теснота, опрокинутая в вертикаль. Зримое выражение людского муравейника в пределах одной отдельно взятой квартиры. На тех же мебельных ярусах идут репетиции самодеятельного хора, укомплектованного жильцами коммунального террариума. Застыв во фронтальных мизансценах, они поют Баха и Перголези. И это производит фантастический эффект. Герои, из уст которых, как в сказке, падают жабы исковерканной обыденной речи, запев, возносятся к небесам. Души их стремятся к прекрасному и не могут вырваться из темницы советского бытия. Или вообще бытия. Это уж как кому угодно. Но главное, что действительно поразило в «Московском хоре» и бросило неожиданный отсвет на все, что прежде делал Додин, не поддающаяся определению эстетика. Да полноте ли, психологизм ли это? Как метод работы может, и да, как сценический итог вряд ли. Прививка школы Станиславского к стволу советской жизни дала неожиданный результат. Ибо психологизм Додина (и в прежних работах, конечно, но здесь особенно) все время скатывается к трагическому гротеску, к шуткам на уровне гэгов, к разящим наповал метафорам. Взрывается надрывной игрой, граничащей порой с дурным театром. Разве так по Станиславскому надо писать письмо Хрущеву? Не сев за стол и аккуратно не скрипя перышками, а взгромоздившись на самый верх многоярусной конструкции и выкрикивая текст послания со всеми «тчк», «зпт» как на митинге? Разве так играют «по системе» нечаянную встречу с любовником внучки, от которого у той недавно родился ребенок? Ах, как замирает бабушка Лика, как смотрит на совратителя глазами кошки, увидевшей легкодоступную мышь, как потирает руки в предчувствии добычи. Партия Лики, главного голоса этой «полифонии», досталась Татьяне Щуко. Играет она блистательно. Состарившееся эфирное создание в ночной рубашке, в равной степени наделенное стервозностью и душевной щедростью. Все прочие играют просто хорошо. Но «хорошо» в театре Додина это почти всегда великолепно. И уже не важно, кто поставил этот спектакль. Стиль оказывается важнее индивидуальности. Сочетание гиперреализма с гипертеатральностью режиссерское ноу-хау Льва Додина, кто бы им потом ни воспользовался. В случае с «совком» это точно угаданное сочетание. А как еще передать абсурдную и подробную жизнь, где из какофонии рождается полифония, а из тоски по вечной гармонии хаос. P. S. Фестиваль закончился вручением призов. Главные из них «Лучший спектакль по современной пьесе» и «Лучшая современная пьеса» получили соответственно режиссер Кирилл Серебренников («Пластилин» Василия Сигарева) и драматург Михаил Угаров («Облом-оf»). Две действительно сильные работы действительно талантливых людей, выделяющиеся на фоне конкурсной фестивальной программы. «Московский хор» в конкурсную программу не входил. Соревнование с ним лишило бы фестиваль всякой интриги. Фото: Хор московский, спектакль питерский
Марина Давыдова
Вернуться к прессе
|
|