Новая «театральная» кровь [Еще о фестивале «Новая драма». Нижний Новгород]
Ежедельник «Монитор» (Н. Новгород) (24-06-2002)
Стартовал фестиваль современной пьесы «Новая драма»
Алексей Кварталов Нынешний июнь радует нижегородцев событиями в культурно-фестивальной жизни. Не успел отгреметь сахаровский фестиваль, как на смену ему пришел фестиваль «Новая драма», впервые прошедший в этом году в конце мая-начале июня в Москве и приехавший в наш город с семью избранными спектаклями.
Если в нашем городе пьесы современных драматургов ставятся крайне редко, то Москва в последние годы переживает буквально бум «новой драмы». У новой драматургии и режиссуры за последние два года уже успели появиться свои звезды и герои, такие как Кирилл Серебренников, Андрей Курейчик, Евгений Гришковец, Михаил Покрасс и другие. Также как и «Золотая маска», фестиваль «Новая драма» решил ежегодно выезжать в один из городов. В этом году повезло нашему городу.
Если в московской «Новой драме» особенной популярностью пользуются авангардные спектакли (к примеру, «Пластилин» Серебренникова вполне способен шокировать публику, привыкшую к традиционному театру), то к нам приехали работы лирическо-юмористического плана. В нижегородской части фестиваля представлены пять московских театров (им. Моссовета, «Квартет И», «АпаРТе», «Московский ангажемент» и «человек-театр» Михаил Покрасс), питерский ТЮЗ и кемеровский театр «Ложа», основанный Евгением Гришковцом. Именно «Ложа» представит на фестивале наиболее экспериментальный по форме спектакль «Угольный бассейн», который стал первой русской постановкой, сделанной на основе британской техники документального театра «вербтаим», основанной на воссоздании актерами речи реальных людей, в данном случае шахтеров.
В рамках нижегородской части фестиваля состоится не только показ семи спектаклей («Серебряный век», «Угольный бассейн», «День радио», «Начитались», «Не про говоренное», «Рождество 1942 года, или Письма о Волге» и «Арт»), но и читка пьес современными драматургами, приехавшими в наш город в огромном количестве. Семинар по современной драматургии в Нижнем будет вести драматург и постановщик спектакля «Облом off» Михаил Угаров, который представит молодых драматургов Родиона Белецкого, Наталью Ворожбит, Сергея Калужанова, Владимира и Олега Пресняковых и других. По всей видимости, читка существующих пока только на бумаге пьес превратится в «сватовство» драматургов к нижегородским театрам, и, вполне возможно, кто-то из местных режиссеров захочет что-нибудь из услышанного впоследствии поставить.
На открытие фестиваля в Нижний приехали продюсер и директор ассоциации «Золотая маска» Эдуард Бояков, один из учредителей «Новой драмы», театральный критик из модного столичного журнала «Афиша» Елена Ковальская, актер Георгий Тараторкин. По словам Елены Ковальской, спектакли для фестиваля отбирались так же, как для «Золотой маски», посредством просмотра видеокассет с записью постановок (всего было прислано около 100 видеокассет). Из Нижнего, к сожалению, ничего прислано не было. Главный критерий, по которому выбирались спектакли, по словам Ковальской, зрелищность.
Открывал фестиваль спектакль театра им. Моссовета по пьесе Михаила Рощина «Серебряный век». Этот очень поэтичный спектакль о послевоенной эпохе поставил в театре им. Моссовета режиссер Юрий Еремин. Одна из основных декораций в спектакле? видеоэкран, впрочем, никакого экспериментального смешения театра и кино он в действие не привносит. В начале спектакля актеры рассаживаются на сцене, и на экране появляются фамилии актеров, принимающих участие в действии, перед антрактом на экране появляется надпись «конец первой серии», а в конце экран высвечивает фамилии поэтов и писателей «серебряного века», покончивших с собой, расстрелянных и умерших в эмиграции. Название «серебряный век» может навести на мысль, что речь в спектакле пойдет о жизни поэтов начала ХХ века, но на самом деле Михаил Рощин решил сосредоточить свое внимание на жизни обычной московской коммунальной квартиры в 1949 году. В «коммуналке» обитают юный поэт Миша с матерью, директор овощной базы, непризнанный художник, заведующая литературным кружком, девочка с косичкой и прочие персонажи.
По ходу пьесы Миша (Евгений Писарев) случайно знакомится с женщиной-библиотекарем Кирой Августовной (Людмила Дребнева), которая открывает для него запретный мир поэзии «серебряного века» и знакомит со стихами Гумилева, Цветаевой, Мандельштама, Ахматовой и других поэтов. Мальчик, до этого знакомый только со стихами Есенина и Маяковского, приходит от новых «знакомств» в неописуемый восторг. В спектакле звучит масса стихов «серебреников», поэтому, несмотря на то что действие происходит в послевоенную эпоху, спектакль можно порекомендовать всем, кто очарован творчеством поэтов начала прошлого века.
Кира дает Мише на ночь переписать книгу стихов поэтов «серебряного века»
Когда Киру арестовывают за пропаганду «запретных» стихов, Миша, как муж «декабристки», отправляется за ней, несмотря на все протесты матери. На этом основное действие заканчивается, и на видеоэкране начинают перечисляться фамилии погибших гениев «серебряного века».
Помимо блестящей игры Георгия Тараторкина, Ольги Остроумовой, Евгения Писарева, поэтичности и напоминания современному зрителю о том, что полвека назад за чтение книги Ахматовой можно было угодить в места не столь отдаленные, несомненным достоинством спектакля является участие в нем небольшого джазового оркестра. Нечасто современные режиссеры используют в своих спектаклях современную музыку. Юрий Еремин пригласить в спектакль музыкантов не побоялся, и от этого постановка только выиграла.