Новости за другие месяцы:

2006 год
сентябрь
май
март

2005 год
декабрь
октябрь
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2004 год
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль

2003 год
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2002 год
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль

2001 год
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель



[25 сентября 2002]
Мастерская новой пьесы «Бабы» (Челябинск) выпускает премьеру вербатим-спектакля по собственной пьесе
28 и 30 сентября 2002 в Челябинске — премьера нового документального спектакля Мастерской новой пьесы «Бабы»: «Ты мне долго будешь сниться (комедия на колесах)». Это — вторая работа «Мастерской» в технике вербатим. 

Независимой театральной группой под патронажем городской академии искусств руководит молодой режиссер Елена Калужских; артисты «Баб» — только женщины: молодые актрисы Яна Кривоспицкая, Юлия Резниченко, Наталья Сколова, Алла Точилкина. Со своего образования в 2000 году группа работает только с современной драматургией, причем с пьесами, содержащими только женские роли; кроме спектаклей по пьесам Нины Садур, Михаила Угарова, Ребекки Причард в репертуаре «Баб» — первая постановка «Тени дерева» Екатерины Нарши. Последняя пока еще премьера «Баб» (ноябрь 2001) — документальный спектакль «Солдатские письма», сделанный в строгой технике вербатим (актрисы берут интервью, расшифровывают их, и при исполнении воссоздают ритм, интонации, атмосферу речи донора). Материал «Солдатских писем» — рассказы работницы военкомата, матери солдата-инвалида, поварихи-контрактницы из Чечни, других женщин, чьи судьбы сегодня изменила армия. В марте 2002 театр «Ройял Корт» (Лондон) осуществил гастрольные показы «Солдатских писем» в паре с вербатим-спектаклем «Угольный бассейн» кемеровского театра «Ложа» (работающей с новым текстом независимой группы, в составе которой, в противоположность «Бабам», только мужчины-актеры); спектакли получили высокие оценки в лондонской театральной прессе. После эскизного показа «Солдатских писем» на Фестивале Молодой Драматургии в июле 2001 г. «Бабы» вернулись в Москву в марте 2002, на обратном пути из Лондона. На сцене «ТЕАТР. DOC» прошли гастрольные показы «Солдатских писем» в паре с «Угольным бассейном». В июне 2002 спектакль был показан на фестивале «Новая драма» (офф-программа).

Подробнее



[24 сентября 2002]
Скончалась Джоан Литтлвуд
Режиссер Джоан Литтлвуд (Joan Littlewood), одно из основных действующих лиц британского экспериментального театра 1950-х-60-х годов, первопроходец фриндж-движения («Театральная мастерская» в театре Ройял, Стратфорд Ист), первый постановщик пьес Брендана Биэна и Шилы Дилэни (“The Quare Fellow”, 1957, “A Taste of Honey”, 1958), драматург с активной социальной позицией (документальный мюзикл “Oh What a Lovely War”, 1963), применявшая оригинальные техники создания драматургического произведения группой спектакля, в ночь с пятницы на субботу скончалась во сне в Лондоне на восемьдесят восьмом году жизни. Согласно завещанию, прах Джоан Литтлвуд будет захоронен во французском городе Вьен под Лионом, где в 1975 году был похоронен ее партнер Джерри Раффлз.

[23 сентября 2002]
В кировской программе «Новой драмы» — Гришковец, ТЕАТР. DOC, Центр Казанцева и Рощина, «АРТ»
В кировскую программу показов фестиваля «Новая драма» (30 сентября — 07 октября) войдут спектакли Евгения Гришковца «Как я съел собаку» (1998, показ в Кирове 02 октября 2002) и «Одновременно» (1999, показ в Кирове 3 октября), готовящаяся премьера московского ТЕАТР. DOC «Преступления страсти» (2002, автор — Галина Синькина, показ 5 октября), «Облом Off» (2002, автор — Михаил Угаров, показ 6 октября) и «Шоппинг & Fucking» (1999, Марк Равенхилл, режиссер — Ольга Субботина, показ 7 октября) московского Центра драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина, «Арт» московского театра-студии «Ангажемент» (1998, Ясмина Реза, режиссер — Патрик Кербрат, показ — 30 сентября).

Кировская программа — продолжение выездной работы «Новой драмы», начатой нижегородскими показами в июне 2002 г., вскоре после завершения московского, первого фестиваля; подобная форма знакомства региональных культурных центров со спектаклями фестивальной афиши поддержана опытом подобных гастролей «Золотой Маски» — вместе с МХАТ имени Чехова и «Документальной сценой» — одного из создателей «Новой драмы». Киров (бывш. Вятка), принявший у себя второй выезд «Новой драмы», так же, как и Нижний Новгород, принадлежит к Поволжскому федеральному округу (фестиваль — участник программы «Киров — культурная столица Поволжья»). Среди спектаклей будущего фестиваля ни один не посещал Киров ранее. В театрах Кирова — городском драматическом, «Театре на Спасской» (бывш. ТЮЗ) и других — не ставятся отечественные пьесы последних лет.

Кроме спектаклей, кировский фестиваль включит в себя семинар по документальному спектаклю под руководством Михаила Угарова (драматурга, жившего в Кирове в годы своего дебюта). Его спектакль «Облом off» — единственный в кировской «Новой драме» спектакль-лауреат московской «Новой драмы-2002» (приз «Новое слово» — лучшая современная пьеса). Все спектакли «Новой драмы» пройдут на сцене Кировской областной филармонии. 

Подробнее



[14 сентября 2002]
Первая из премьер сезона по новым пьесам Максима Курочкина — «В зрачке» театра имени Пушкина
14 сентября 2002 в филиале театра им. Пушкина — премьера спектакля «В зрачке» (режиссер — Юрий Урнов). Автор пьесы по мотивам рассказа Сигизмунда Кржижановского — Максим Курочкин (1998 — спецприз премии «Антибукер», 2000 — премьера «Кухни» в антрепризе Олега Меньшикова); до конца года в Москве состоятся еще две премьеры по его новым пьесам («Имаго», «Трансфер»). Театральный дебют Кржижановского (1925) произошел на сцене Камерного театра.

После «Черного молока» в театре им. Гоголя и «Анны Карениной 2» в Театре на Юго-Западе «В зрачке» — третья в московском сезоне премьера по новой пьесе молодого отечественного драматурга. В свою очередь, это первая из трех предстоящих в сезоне премьер по пьесам и инсценировкам Максима Курочкина: впереди — «Имаго» антрепризы Павла Каплевича по мотивам «Пигмалиона» Бернарда Шоу и не связанный с посторонней литературной основой «Трансфер» в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

Если герои Жюль Верна совершали путешествие к центру Земли — действие «В зрачке» происходит внутри головного мозга. Герой (Евгений Писарев) попадает сквозь зрачок в память своей подруги (Веры Воронковой), где обречен жить в числе прежних мужчин-любовников до тех пор, пока воспоминание о нем не сотрется или не будет вытравлено. Единственный путь спасения он открывает в финале: заставить женщину плакать, чтобы слезы вымыли его из глаза долой; в этом ему приходит на помощь первый возлюбленный героини (Константин Похмелов).

Сигизмунд Кржижановский (1887—1950), рассказ которого стал поводом для авторской пьесы Курочкина — один из многих писателей сталинского времени, впервые нашедших свое место в истории литературы в восьмидесятые годы. Публикация его прозы Вадимом Перельмутером (в т. ч. сборники «Воспоминания о будущем», «Возвращение Мюнхгаузена», «Сказки для вундеркиндов») произошла уже в конце перестройки, но еще в годы массовых тиражей. В Камерном театре, преемником которого во многих отношениях является театр имени Пушкина, произошел драматургический дебют Кржижановского: в 1925 году Александр Таиров поставил спектакль «Человек, который был четвергом» по инсценированному Кржижановским роману Честертона.

Этот спектакль — первое и ярчайшее среди немногочисленных событий прижизненной литературной судьбы Кржижановского (прочие — участие в экранизации «Праздника святого Йоргена», публикация очерков о Москве в журнале «Россия», исследования «Поэтика заглавий»). В остальные годы своей жизни Сигизмунд Кржижановский работал в области переводов, филологии, авторской и редакторской работы в энциклопедических проектах; из его рассказов и повестей двадцатых-сороковых годов («Клуб убийц букв», «Фантом», «Квадратурин» и многие другие) почти ничего не было опубликовано в контексте современной литературы. Писательская биография, своим начальным рисунком напоминающая биографию Михаила Булгакова (киевское происхождение, после событий гражданской войны — переезд в Москву и дебют в литературной профессии на рубеже молодости и среднего возраста), оказалась многолетней последовательностью неудач.

Постановщик спектакля «В зрачке» Юрий Урнов — молодой московский режиссер, работавший с современной драматургией на сцене «Дебют-центра» (спектакль «Ласки» 1998 г. по пьесе каталонца Сержио Бельбеля), в собственной антрепризе (спектакль «Раздетые» 1999 г. по пьесе каталонца Жоао Казаса), в региональных театрах (пьесы Ольги Мухиной).

В сентябре спектакль «В зрачке» идет на сцене филиала 14, 15, 22 числа, в октябре — 13 и 21. Среди будущих премьер по новой пьесе в сезоне театра им. Пушкина — «Татарин маленький» Алексея Пояркова (основная сцена).

[6 сентября 2002]
«Документальный театр в Горках Ленинских»: начало фестиваля-лаборатории новой драматургии
6 сентября 2002 г. под Москвой в музее «Горки Ленинские» начался четырехдневный фестиваль-лаборатория «Документальный театр в Горках Ленинских».
Фестиваль возник в 2001 году как часть партнерского проекта московского «Документального театра», тольяттинского центра новой пьесы «Майские чтения», новосибирского центра новой пьесы «Сиб-Альтера» и музея-заповедника «Горки Ленинские» — хранителя открытого в середине восьмидесятых музея памяти Владимира Ленина и мемориальной усадьбы Горки, принадлежавшей до революции вдове Саввы Морозова, а после революции ставшей местом последних лет общей жизни Крупской, Ульяновых, Бухариных — ленинского семейного круга — и местом болезни и смерти Владимира Ленина. Проект, поддержанный фондом Сороса, открылся первым фестивалем в Горках, продолжился созданием московского ТЕАТР. DOC, затем — транссибирской драматургической лабораторией «Сиб-Альтера» и циклом документальных спектаклей «Майских чтений»; нынешние Горки, по-видимому, завершают первый цикл сетевого сотрудничества трех драматургических объединений и музея.

Прошлый — первый — фестиваль-лаборатория в Горках прошел в октябре 2001 г.. Среди его результатов на сегодняшний день — резонансное сотрудничество драматургов с театром Орловской женской колонии строгого режима, а также спектакль ТЕАТР. DOC «Первый мужчина» (пьеса Елены Исаевой). В показах фестиваля-лаборатории 2002 года впервые будет полностью представлен спектакль Галины Синькиной «Преступления страсти», основанный на интервью из упомянутой колонии (первая часть спектакля была показана в офф-программе фестиваля «Новая драма»). Впервые в Москве будут представлены «Сны Тольятти» тольяттинского драматургического центра «Майские чтения» — из цикла спектаклей по пьесам тольяттинских драматургов в Горки приехали рамочный «Сны Тольятти» Вадима Леванова и «Вычитание земли» Вячеслава и Михаила Дурненковых — в свою очередь, цикл из трех спектаклей («Моя жизнь пройдет в огне», «Вкус ветра» и «Тайный советник воды»); если читки пьес Вячеслава Дурненкова были впервые представлены в Москве в 2000 г., то нынешний показ в Горках — первое представление в Москве его соавторства с младшим братом Михаилом. После показа в офф-программе «Новой драмы» в Москву снова приехал тольяттинский «Сто пудов любви» — получасовой спектакль Вадима Леванова, в котором пьесу-монтаж из безответных писем подростков поп-звездам играют пять пятнадцатилетних актрис из народного театра «Талисман». Впервые будет представлен новый московский вербатим-спектакль «Большая жрачка». Сделанный на документальном материале, он рассказывает о производственных секретах популярного ток-шоу (автор спектакля, молодой режиссер Таруса Макова, не дает в пьесе открытых ссылок на определенную передачу). Будет впервые представлен вербатим-спектакль «Старушки и секс» молодого московского драматурга Ирины Карповой (автор пьесы «А мне не до недомогания») и режиссера Галины Синькиной. В читке будет впервые представлена пьеса Родиона Белецкого «Фанатки»: начатая задолго до «Ста пудов любви», она завершена автором только теперь, и ранее не проходила читок и не публиковалась.

Как и в прошлом году, фестиваль содержит драматургические и режиссерские тренинги; среди их участников — драматурги Михаил Угаров, Елена Гремина, Ольга Михайлова, Максим Курочкин, Иван Вырыпаев, режиссеры Александр Вартанов, Руслан Маликов, Галина Синькина, Татьяна Копылова, Георг Жено, другие. 

Подробнее



 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru